Дорога преткновения

2023-06-21

Автор: Виталия Плахова, фото Р. Перелыгина

В Орле на прошлой неделе разгорелся очередной «зеленый» скандал. Камнем преткновения стали планы администрации областной столицы модернизировать дорогу, проходящую по улице Орловских партизан. Цена транспортной доступности – вырубка части Прокуровской лесополосы. Не все жители этого района согласны на такое. Как итог потенциальная магистраль разделила орловцев на два лагеря. В причинах конфликта разбирался «ОВ».



«Золотая» магистраль

В этом году жители Прокуровки отмечают очередную грустную годовщину: уже пять лет они просят чиновников не строить, а точнее, не расширять дорогу под окнами их домов. Речь идет об участке улицы Орловских партизан длиной в четыреста метров, отходящей от Московского шоссе в сторону улицы Космонавтов. На этой территории расположены всего семь многоэтажек да частный сектор. К чему в тихом районе строить новую трассу?
Причиной заявленного «расширения» стало запланированное несколько лет назад строительство в Северном микрорайоне жилого комплекса «Солнечный берег». В 2016 году, когда орловцы начали вкладывать «кровные» в этот объект, им презентовали шесть кирпичных домов разной высотности, рассчитанных на проживание в них свыше 2,8 тысячи человек. Для отдыха и прогулок жителей застройщик рекламировал Силикатный пруд и Прокуровский лесопарк. Мол, строим не ЖК, а самый настоящий «зеленый рай».
Однако амбициозным планам не суждено было сбыться. Из всех многоэтажек за семь лет сдали всего одну, да и то только в этом году. А остальные (позиции №2 и №4, ограниченные улицами Блынского, Раздольной, Бурова, Космонавтов), в феврале 2021-го включили в реестр проблемных объектов. По версии правоохранительных органов, в результате незаконных действий тогда пострадал 71 дольщик, а сумма причиненного ущерба превысила 67 млн рублей.
Только затихло эхо скандала вокруг «Солнечного берега», как орловские власти вознамерились возвести к одной единственной, на тот момент даже не введенной в эксплуатацию многоэтажке целую автотрассу или, как грустно шутят старожилы, «золотую магистраль». Проект, согласно которому строительство дороги должно быть начато и закончено в 2023-м, предусматривает прокладку трассы длиной в 800 метров и шириной в 11 метров (две полосы движения по 3,5 метра и два тротуара по 2 метра). В магистраль, которая фактически будет проходить под окнами еще советских многоэтажек, чиновники намерены вложить 111 млн рублей.
Вот на этом этапе и произошел раскол среди орловцев. Жители улицы Орловских партизан, выступая против усиления интенсивности движения и вырубки зеленой зоны, категорически отказались прибиваться к «Солнечному берегу». Жильцы той самой единственной, с такими проблемами сданной недавно многоэтажки, напротив, просят дорогу построить.
Не принимая ничью сторону, предлагаем читателям ознакомиться с доводами обеих сторон. И самостоятельно сделать вывод.

За и против

Начнем с аргументов за, выдвигаемых жителями единственного дома планируемого ранее ЖК. Новоселы требуют транспортной доступности. Как говорит один из них, Сергей Меркулов, сейчас к комплексу не добраться: «Мы проезжаем частично по грунтовке, частично по бетонной дороге, по которой в свое время ездили строительные большегрузы. Те, у кого не внедорожники, оставляют машину на улице Бурова, а дальше идут пешком». Проблема касается и проезда машин скорой помощи, пожарных и аварийных служб.
«Дороге быть», – опираясь на такой аргумент, требует данная сторона, добавляя, что транспортная развязка обеспечит жителей, в том числе и близлежащих домов, не только асфальтом, но и парковочными местами.
Однако то, что на «Солнечном берегу» воспринимают как благо, пугает «партизан».
«Новая дорога пройдет под нашими окнами. А это не только шум, пыль, но и риск для детей и пенсионеров, выходя из подъезда, оказаться под колесами проезжающих машин. Кроме того, потенциальная магистраль по плану, предложенному мэрией Орла, будет проходить в непосредственной близости от спортивной площадки с уличными тренажерами, которую облюбовала детвора Северного микрорайона. Чиновники, подумайте о детях», – просит местная жительница Алла Ширинская.
Ей вторит и соседка Елена Красильникова, призывая местные власти опираться на генплан Орла, которым «хоть и предусмотрено продление дороги до улицы Космонавтов, но без расширения и без сноса части леса, где ежегодно проводятся соревнования по спортивному ориентированию».
Еще один аргумент против строительства трассы приводят и жители дома №5 по улице Орловских партизан. По их словам, старая подпорная стена их многоэтажки разрушается, а строительные работы увеличат нагрузку, что еще больше нарушит ее целостность.

Встали живой стеной

На наш взгляд, желания обеих сторон справедливы. Но как угодить и тем, и этим? Поиском компромисса озаботились некоторые депутаты. Вместе с жителями «Солнечного берега» и улицы Орловских партизан народные избранники, кажется, нашли компромисс: альтернативой дороге раздора может стать магистраль, проложенная от Московского шоссе по улице Блынского до улицы Космонавтов. Такая транспортная развязка вдвое короче, следовательно, потребует меньше вложений; не будет проходить вдоль многоэтажек, а значит, более безопасна.
Однако отцы города, судя по всему, ни жителей, ни депутатов не услышали или не хотят услышать. Иначе как объяснить тот факт, что, по словам Людмилы Ширинской, на просьбы орловцев провести встречи, чтобы обсудить другой вариант, местные получают от чиновников отказы?
А на прошлой неделе ответом властей, похоже, стала въехавшая в лесополосу без всякого предупреждения спецтехника. О начавшихся работах по спиливанию деревьев «орловские партизаны» узнали только по визгу бензопил. И… встали живой стеной перед грейдерами.
«Если потребуется, мы купим палатки и будем в них жить, чтобы спасти зеленую зону и наших детей от опасного объекта», – заверяет местный житель Александр Соколов.

После выхода орловцев на стихийный митинг в Прокуровской лесополосе работы приостановили, но социальное напряжение продолжает расти. «Партизаны» в попытках спасти зеленую зону от строительства трассы направили обращения в Следственный комитет, в прокуратуру и в УМВД, приложив многочисленные подписи против такой модернизации дорожной сети под окнами их домов. В ответ сторонники строительства трассы записали видеообращение, что дорога им необходима.
Способны ли городские власти найти компромисс, чтобы примирить две точки зрения, покажет время. «ОВ» будет следить за развитием событий.