E-commerce: в режиме экономии

2023-02-09

Автор: Вениамин Васильев

В прошлом году все больше российских магазинов подключилось к системе электронной коммерции – e-commerce. По самым скромным подсчетам, торговых интернет-точек стало на 21% больше. Продолжилось и расширение географии сервисов онлайн-продажи товаров. От Москвы до самых до окраин на покупки в Сети в 2022-м наши соотечественники израсходовали 3,5 трлн рублей. Однако эти показатели не смогли побить рекорд предшествующего периода. Почему россияне впали в режим экономии, выяснял «ОВ».



Глубже в Сеть

Интерес к онлайн-покупкам сильно подогрели ковидные ограничения. Отдушиной для самоизолированных стала электронная коммерция. Неудивительно, что в этой связи объем продаж вырос с 2,03 трлн рублей в 2019-м до 3,2 млрд в 2020-м. Так как коронавирусная инфекция не спешила сдавать свои позиции, покупатели все глубже уходили в Сеть – объем e-commerce годом позже перешагнул отметку в 3,9 млрд рублей.
У 2022-го были все шансы установить новый рекорд. В первом полугодии на фоне усиливающихся санкций и изменения геополитической обстановки люди скупали целые товарные категории – ажиотажный спрос был вызван обеспокоенностью, что в дальнейшем они просто исчезнут с российского рынка. И действительно, в стране было достаточно серьезное сокращение ассортимента, когда ряд товарных категорий просто «вымылся».
Неудивительно, что в такой ситуации общее количество электронных покупок россиян за первое полугодие 2022-го, по данным портала E-pepper, выросло относительно аналогичного периода прошлого года на 61%, а их сумма – на 80%. В лидерах электронных продаж оказались такие площадки, как Avito (45% заказов), Ozon (37%), Wildberries (36%), ЯндексМаркет (30%), Youla (14%), СберМаркет (8%), Joom (7%).
Оценив всплеск онлайн-торговли, аналитики повсеместно предсказывали, что объемы продаж в виртуальном сегменте достигнут минимум 5–5,5 трлн рублей. Но не тут-то было. Объявленный в сентябре режим частичной мобилизации заставил наших соотечественников пересмотреть покупательские предпочтения в пользу ухода от излишеств к экономии. Но от онлайн-покупок мы все равно не отказались.
Такова картина в целом по стране. А теперь давайте оценим, на что деньги в Сети тратили орловцы.

  

От цветов до техники

По данным Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), наши земляки, следуя общероссийской тенденции, во второй половине 2022-го также снизили объемы покупок в Сети. Как итог, год мы закончили с показателем на 1,14 млрд рублей меньше – 13,28 млрд против 14,4 млрд в 2021-м. Размер среднегодовых расходов на онлайн-шопинг, приходящийся на одного орловца, снизился с 21,5 тыс. рублей до 14,7 тыс. Для сравнения: в 2020-м, 2019-м и 2018-м каждый из жителей Орловщины тратил в виртуальных магазинах в среднем 9881, 2922 и 3344 рубля в год соответственно.
Что касается предпочтений, то, как и в целом по стране, на Орловщине среди заказов лидирует сегмент цифровой и бытовой техники, одежды и обуви.
Также наши земляки часто покупают в интернете товары для красоты и здоровья, автозапчасти, инструменты и садовую технику, зоотовары, книги, таблетки и лекарства…
Но будут ли орловцы в 2023-м также активно покупать товары онлайн? Или жители региона предпочтут электронной коммерции посещение реальных магазинов? А может, вообще, начнут жестко экономить на шопинге?

Прогнозы на 2023-й

Постараемся узнать мнение экспертов о прогнозах для e-commerce на текущий год.
Президент АКИТ Артем Соколов осторожен в своих предположениях, подчеркивая, что «месяц к месяцу показывают совершенно новую динамику спроса и потребительского поведения, в такой ситуации практически невозможно давать прогнозы на общий итог года».
Однако, если в России не будет валютных колебаний, Соколов надеется, что 2023-й выйдет на новую планку – в 6,3–6,6 трлн рублей: «Это будет примерно 16% от розничных продаж. Думаю, это вполне реалистичный показатель, и мы совершенно точно сможем его добиться».


Справка «ОВ»

Согласно оценкам исследовательской компании Mediascope, на сегодняшний день 70% населения России старше 12 лет хотя бы раз в месяц посещают виртуальные магазины, а каждый день это делают 33%. В среднем интернет-пользователь тратит на шопинг «на диване» минимум 20 минут в день.