Фиеста на «улице гениев»

2020-07-08

Автор: Инга Радова

12 августа 1961 года, когда на залитых солнцем, словно золотом на сверкающих камзолах Людовика XIV, бесчисленных виноградниках каталонского городка Фигераса шла уборка урожая, когда густое летнее марево обращало бирюзу неба в перламутр, когда в садах обещали прохладу только персиково-розовые облака цветущего олеандра и гибискуса, а на сюрреалистических часах расплавились обе стрелки, тогда неподалеку от бульвара Ла Рамбла на улице Монтуриол у дома №6 происходили удивительные события. В духе Сервантеса.



В этот день Фигерас чествовал земляка – художника Сальвадора Дали. При большом стечении народа на доме №6 по улице Монтуриол – месте, где родилась скандальная знаменитость, – устанавливали мемориальную доску, призванную увековечить дату, которая ныне значится в любой энциклопедии современной живописи. В самый торжественный момент кто-то в толпе крикнул: «Кретин!» Художник повернулся к алькальду и невозмутимо сказал: «Вы его берегите: таких, как он, уже почти не осталось».

Как в воду глядел! Ну кто в наши дни, из тех, кто выучился читать и в состоянии отличить симфонический оркестр от баскетбольной команды, не знает Сальвадора Дали – главного сюрреалиста-затейника, таинственного и сногсшибательного, художника-хулигана, крайнего индивидуалиста и истинного испанца до кончиков усов?!

Дали знают все: Испания зарабатывает миллионы евро на художественном наследии легендарного арт-провокатора, в его музеи «не зарастает народная тропа», выпускается несметное число буклетов и альбомов с репродукциями, а самые верные далиманы едут в Испанию, чтобы увидеть знаменитый театр-музей Сальвадора Дали в Фигерасе – самый большой сюрреалистический объект в мире и одновременно музей с богатейшим собранием работ художника.

Дали + Россия = рапсодия страсти

В России тоже проводилось несколько масштабных выставок Дали. Работают и временные экспозиции, знакомящие с литографиями, скульптурой, керамикой мэтра авангарда.
Орловцы наверняка помнят выставку «Священное послание» 2015 года, представившую графическую серию иллюстраций к Ветхому и Новому Заветам. Тогда мы увидели 105 уникальных работ, выполненных в смешанной технике, сочетающих акварель, гуашь, тушь, пастель, карандаш и переведенных в 1964–1967 годах в литографии.

В конце 2017-го в Орел привезли выставку «Дали. Пикассо. Рапсодия страсти», на которой, среди прочего, зрители познакомились с серией из 25 литографий Дали, иллюстрирующей пьесы Маркиза де Сада: «Танкред», «Несчастье в ошибке» и «Близнецы, или Трудный выбор», где изящество рисунка наряду с яркими цветовыми контрастами пристрастно детализирует список «любовных преступлений» и палитру сердечных мук французского писателя и героев его пьес.

А в этом году с 28 января по 16 марта в Москве в ЦВЗ «Манеж» проходила выставка «Сальвадор Дали. Магическое искусство». «Столь представительной выставки Дали еще никогда не было в России», – так охарактеризовал ее В.С. Воронченко, председатель правления культурно-исторического фонда «Связь времен» – одного организаторов выставки в партнерстве с музеем Фаберже, фондом «Гала – Сальвадор Дали» в Фигерасе и национальным музеем «Центр искусств королевы Софии» в Мадриде.

Экспозиция должна была работать до 25 марта, но в связи с распространением коронавирусной инфекции закрылась на девять дней раньше, несмотря на рекордную посещаемость.

Хрупкий свет шедевра

Она открывалась юношескими работами Дали, когда он еще отчаянно искал себя, собственный стиль, духовного учителя, силясь выбрать между Пабло Пикассо и Хуаном Грисом, экспериментировал с кубизмом, фовизмом, импрессионизмом, пуантилизмом.
Любопытно, что в этот период Дали принципиально рационален, подчеркнуто объективен, он избегает любых проявлений идеализма в искусстве. Федерико Гарсиа Лорка, которого художник называл своим лучшим другом, в «Оде Сальвадору Дали» на тот момент так оценивал художественные достижения будущей суперзвезды сюрреализма:

… О Дали, да звучит твой оливковый голос!
Назову ли искусство твое безупречным?
Но сквозь пальцы смотрю на его недочеты,
потому что тоскуешь о точном и вечном.

Ты не жалуешь темные дебри фантазий,
веришь в то, до чего дотянулся рукою.
И стерильное сердце слагая на мрамор,
наизусть повторяешь сонеты прибоя.

Об увлечении импрессионизмом, не слишком пылким, но результативным, свидетельствует, например, «Автопортрет с рафаэлевской шеей» – ранний, но очень известный автопортрет Дали. Он написан в 1921 году под влиянием творчества художника Рамона Пичота, писавшего в стиле неоимпрессионизм.

Семьи Пичот и Дали совместно проводили лето в Кадакесе. Семья Пичот была творческой и космополитичной. Рамон Пичот увлекался коллекционированием библиографических редкостей, дружил с Пикассо. Вдохновленный работами Пичота, Дали учился создавать необычные живописные эффекты.

А удлиненная шея на портрете Дали – отсылка к автопортрету великого итальянского художника эпохи Возрождения Рафаэля Санти. Всю жизнь Дали восхищался высочайшим мастерством гения Ренессанса: «Хорошо написанная картина несовместима с мыслью о разрушении, даже самом изысканном, ведь каждый уходящий год ни только ни на каплю не убавляет ее красоты, но лишь делает прекраснее, вместо того чтобы выцветать, такая картина с возрастом озаряется новым, неуловимым и хрупким светом».

В экспозиции было представлено еще два произведения, связанных с Рафаэлем: «Максимальная скорость Мадонны Рафаэля» и «Галлюцинация в духе Рафаэля».
На выставке показали и одну из моих любимых ранних работ Дали – «Портрет виолончелиста Рикардо Пичота» 1920 года. Картина тоже выполнена в стиле Рамона Пичота. Необычная цветовая гамма с доминирующим оранжевым помогает ощутить эмоциональное состояние исполнителя, целиком погруженного в музыкальную стихию. Как вспоминал Дали, цветовая гамма картин Пичота пробуждала в нем «иллюзии и сентиментальную радость, подобные тому, что я испытываю, когда смотрю на предметы сквозь призму».

Путеводный Дали

Особый интерес вызвали работы, демонстрирующие зрелое творчество мэтра: сюрреализм и период ядерного мистицизма.

Для своих сюрреалистических творений он разработал «параноидально-критический» метод, посредством которого распиаренный эпатажным Маэстро делирий, путеводный бред Дали стал объектом художественного изображения.
«Сюрреализм основан на вере в высшую реальность определенных, до этого игнорировавшихся форм ассоциаций. Во всемогущество сна, в нецеленаправленную игру мышления», – писал идеолог сюрреализма Андре Бретон.

Самыми известными сюрреалистическими картинами из представленных были: «Невидимый человек», «Чувство скорости», «Архитектонический «Анжелюс» Милле», «Пейзаж с загадочными элементами», «Мягкий автопортрет с жареным беконом».

О Дали можно рассуждать бесконечно – чем и занимаются ведущие искусствоведы и критики. Но не они определили его место в ряду самых выдающихся художников современности – это сделали история и народ. И сегодня, если вы окажетесь в Фигерасе и поинтересуетесь у жителей, как пройти на «улицу гениев», вам назовут адрес: улица Монтуриол, дом шесть. Там сейчас затевают новый музей Сальвадора Дали.