«Городской пейзаж» в Орле

2023-03-22

Автор: Юлия Тютюнова, фото автора

Орловский музей изобразительных искусств вновь представил на суд профессионалов и любителей искусства прекрасную выставку. На этот раз темой экспозиции стал городской пейзаж в русском искусстве ХХ века, отраженный в графике, живописи и декоративно-прикладном искусстве.



Далекое-близкое

Советское искусство составляет значительную часть экспозиции. Это неудивительно, поскольку широко развернутая в этот период Союзом художников выставочная деятельность год от года укрепляла авторитет мастеров и открывала широкому зрителю новые имена. Музеями регулярно осуществлялись закупки произведений, фонды пополнялись лучшими образцами современного (на тот момент) искусства. Благодаря этому в настоящее время есть возможность осмыслить беспрецедентное по уникальности явление – искусство эпохи Советского Союза. Буквально по десятилетиям можно проанализировать поиск новых выразительно-пластических средств для передачи существовавших идеалов той поры. При этом влияния тенденций и вкусов, царивших в обществе, сейчас становятся очевидными.
Внимательный зритель, совершая «путешествие» по улицам Москвы, Ленинграда, Белгорода, Барнаула, Суздаля, Риги, Таллина и других городов, сможет уловить, что, казалось бы, неизменная в своей сути, тема городского пейзажа раскрывается во времени совершенно по-разному. Праздничные, официально нарядные виды городов, как на полотне Бориса Яковлева «На Красной площади» (1951 г.), или знаковые места, связанные с историческими событиями и выдающимися гражданами Отечества, как в офорте Петра Белоусова «Улица Мари-Роз» (1969 г.) или линогравюре Масамбиха Ахунова «Мюнхен. Здесь жил Ленин» (1979–1980 гг.), представлены на выставке рядом с ничем не примечательными улочками, которые ежедневно видят горожане, следуя своим привычным маршрутам. В качестве примера можно назвать акварели «Малая Дмитровка в Москве» (1944 г.) Татьяны Мавриной и «Старая Москва» (2003 г.) Алексея Комова или холст «Сухаревский рынок» (1927 г.) Бориса Смирнова.
Командировки в союзные республики, творческие поездки по стране были распространенным тогда явлением. Полотна «Улица старого Баку» (1931 г.) Александра Куприна и «Улица в Гурзуфе» (1956 г.) Михаила Агеева по праву можно назвать жемчужинами экспозиции. Архитектура старых прибалтийских городов – Риги и Таллина – послужила источником вдохновения для создания картин Александра Даниличева «Рига» (1960 г.) и Григория Шегаля «Улица Люхике-Ялг» (1954 г.).
«Пейзаж с Эйфелевой башней» (1931 г.) Роберта Фалька и «Париж. Улица Сен-Жак» (1979 г.) Юрия Пенушкина также интересны с точки зрения анализа устремлений художников, творивших с полувековым разрывом во времени.

 

Поиски иного выразительного языка

Менялся облик городов, в искусстве уходил в прошлое внешний парадный лоск столичных видов, уступая место камерности провинции. Художники отказываются от фотографической точности, трансформируя «оптику» видения с реалистической передачи действительности, где главенствовали академически выверенная перспектива, объем и светотень, в декоративность и условность, когда обобщенные до примитива формы используются ради заострения образа, а цвет главенствует. Таковы, например, «Дом Розенштейна» (1990 г.) Александра Флоренского, «Суздаль» (1968 г.) Владимира Юкина, «Весна. Бурный день. Суздаль» (1976 г.) Валерия Кокурина, «Вечер на Фонтанке» (1990 г.) Олега Фронтинского, «Стройка» (1965 г.) и «Угол Кузнецкого моста» (1978–1979 гг.) Ирины Болотиной, «Улица в Переславле» (1990 г.) Виктора Разгулина, «Дождь на Триумфальной» (2015 г.) Ольги Душечкиной и др.
Эмоционально трогают зрителя полотна-состояния, отражающие атмосферу города: «Утро у Калинкина моста» (1980 г.) Ильи Сорокина, «Гостиница «Советская» (1981 г.) Владимира Брайнина, «Дом на Кропоткинской улице» (1976 г.) Ильи Табенкина.

Изысканность стекла, керамики и тканей

Раздел декоративно-прикладного искусства не оставит равнодушными любителей прекрасного, поскольку он представлен великолепными произведениями больших мастеров: Василия Мельника и Николая Шаповалова – фарфоровый чайно-кофейно-столовый гарнитур «Вечерний город» (1972 г.), Акнуния Аствацатурьяна – декоративные композиции из хрусталя «Узбекистан» и «Армения» (1990 г.), Вадима Воликова – гутное стекло «Старый Львов» (1981 г.), Владимира Гориславцева – декоративная композиция «Город в белую ночь» (1960 г.), Виктории Сироткиной – декоративное панно, выполненное в технике «горячий батик» «Ленинграду посвящается» (1951 г.), Галины Орловой – декоративный гобелен «Москва мирная» из серии «Золотая моя Москва» (1991 г.), Жанны Травинской – декоративное блюдо «Аптека в сумерках» из серии «Старый Барнаул» (1978 г.).
Разнообразие материалов, вкус и мера – все это не останется незамеченным при осмотре экспозиции.

Графика как особое наслаждение

Безусловный интерес вызывает у зрителей зал графики. Поклонники искусства находят здесь удивительное разнообразие мотивов городского пейзажа, выраженное разными изобразительными средствами. Профессионалы обращают внимание на техническую сторону создания графических листов, выполненных в уникальных и тиражных технологиях, оценивают оригинальность авторских композиционных решений.
Остановимся лишь на некоторых листах, чтобы представить читателю все великолепие экспонируемой на выставке графики. Линогравюры Германа Перебатова «Утро» (1957 г.), Елизаветы Айзенштадт «Площадь у шоссе Революции» (1973–1975 гг.) и Андрея Вагина «Суздаль» (1972 г.), цветные ксилографии «Арка Главного штаба» и «Дворцовая площадь» (1985 г.) Владимира Сердюкова, цветные литографии «Памятник Суворову» и «Памятник Екатерине II в Ленинграде» (1950-е гг.) Станислава Вихарева, офорты «Таллин» из серии «По древним городам» (1985 г.) Леонида Остроушко и «Вечер» из серии «Молодые города» (1984 г.) Льва Вейберта, акварели «Москва. Старое здание библиотеки им. В.И. Ленина» (1969 г.) Ивана Хромова, «Москва фестивальная» (1957 г.) и «Памятник первопечатнику Федорову в Москве» (1964 г.) Александра Лопухина, «Кузнецкий мост» (1962 г.) Валерия Алфеевского и др.


Справка «ОВ»

Познакомиться с экспозицией выставки «Городской пейзаж в русском искусстве ХХ века» (6+), проходящей в Орловском музее изобразительных искусств, можно до 2 апреля.