«Каннибалы» поневоле

2022-08-31

Автор: Людмила Плахова, фото «ОС»

Почему на городских маршрутах не хватает общественного муниципального транспорта? Таким вопросом после многочисленных жалоб орловцев озадачились в горсовете Орла. Вместе с депутатами ответ транспортников заслушал и «ОВ», а также узнал о дальнейшей судьбе орловских троллейбусов.



«Каннибалы» в долгах

Удивительно, но факт: пока жители и гости областной столицы жалуются, что чуть ли не по часу ждут на остановке нужный состав, транспортники-муниципалы сетуют на снижение пассажиропотока аж в два раза (за полгода минус 739 тыс. человек). А нет клиента – нет у ТТП и денег (долги на сегодня превышают 81 млн рублей), оправдывались директор по экономике МУП «Трамвайно-троллейбусное предприятие» Татьяна Иванова и советник гендиректора Наталья Рябинина.
Присутствующих сильно удивила эта информация. Не настолько богат наш народ, чтобы «в булочную на такси ездить». Да и не жаловались бы тогда орловцы на дефицит транспорта, особенно в час пик и в вечернее время.
Как выяснили депутаты, корни проблемы в сокращении количества техники. Так, из восьми автобусных маршрутов теперь обслуживается шесть, из 36 троллейбусов на линию выходят всего 21.
Объясняя нехватку машин, транспортники употребили модный термин «технический каннибализм». Это когда с техники, которую слишком дорого восстанавливать, узлы и детали переставляются на еще способную к работе. Неужели не помогли в этом безвозмездно переданные из Москвы для улучшения транспортной проблемы Орла старые автобусы и троллейбусы? Не сгодились даже на детали, не говоря уже об использовании их на маршрутах?
Ответа на этот вопрос не последовало. Но, как недавно выяснила «Орловская среда», только пять машин из десятков единиц переданной техники вышли на линии. Остальные столичные дары на территории депо режут на металл…

Прощай, троллейбус?

То ли еще будет. Орловцы поговаривают, что город и вовсе может остаться без электротранспорта. Паника поднялась после письма заммэра областного центра – начальника управления ЖКХ и транспорта Орла Вадима Ничипорова в адрес гендиректора ТТП Юрия Чемерова.
В переписке чиновник сообщает Чемерову, что в августе-сентябре и в декабре-январе для МУП будут приобретены 48 автобусов большой вместимости, и предлагает транспортнику организовать переобучение водителей троллейбусов или других сотрудников предприятия на водительскую категорию D «для возможности работы на автобусах». Но не сообщает, что станет с электротранспортом, с которого планируется пересадить водителей.
Обеспокоенные судьбой орловских троллейбусов горожане начали сбор подписей под петицией о сохранении троллейбусов. «С потерей электротранспорта статус города в лице туристов потеряет высокий потенциал. Экологическая ситуация в Орле может кардинально ухудшиться после ликвидации трамваев и троллейбусов. Электротранспорт – залог сохранения окружающей среды», – говорится в заявлении общественников. Под документом оставили подписи уже больше 2,5 тысячи человек.
Ситуацию вокруг петиции прокомментировал и мэр Орла. Юрий Парахин в соцсетях успокоил горожан, мол, «вопрос исключения электротранспорта из муниципальной маршрутной сети никогда не рассматривался и не рассматривается». И, развивая автобусное направление, чиновники не забудут о троллейбусах и трамваях, однако «стоит объективно оценивать финансовые возможности». Стоимость одного автобуса варьирует от 12 (КАВЗ) до 17 (ЛиАЗ) млн рублей. В то же время один троллейбус обойдется в 25–30 млн, а трамвай – в 45–55 млн. Мол, сами видите, что выгоднее.
А вы, орловцы, как считаете, что должно быть в приоритете: выгода, экология, а может, польза тем, кто стоит часами на остановках?


Вано Крыладзе, смотрящий по области:

В дебрях Амазонки нет ваще трамваев,
Плавают на джонках и по Хуанхэ…
Есть ли транспорт в Пизе, даже я не знаю,
Потому как пёхом шарюсь налегке.

Жить пенсионеру завсегда прикольно,
Ежели прописан посреди Орла.
Тем, кто где-то дальше, типа на Раздольной,
Проще разменяться. Вот и все дела.

Где-то возле МОПРы выменять квартиру –
И приют под боком, и полно аптек.
Быть бы только живу, тут уж не до жиру –
Вот чем озабочен нынче человек.