Крути педали!

2021-06-03

Автор: Ксения Азаренкова, ото В. Теньгаева

День самого доступного и экологически чистого вида транспорта – велосипеда – весь мир отмечает 3 июня. Именно в эту дату три года назад инициативу социолога Лешека Сибильского о пропаганде здорового образа жизни поддержали на Генеральной Ассамблее ООН 56 стран. В России же велодень празднуют, как правило, в последнюю субботу мая.



200 лет в обед

Знакомый сегодня каждому, велосипед в 1818 году (считается временем изобретения этого средства передвижения) казался всем странным. Деревянный агрегат, напоминающий нечто похожее на двухколесный самокат без педалей, – так выглядела первая «машина для бега», запатентованная немцем Карлом фон Дрезом.
Власти отнеслись к изобретению без энтузиазма, но усовершенствования продолжились: сначала англичанин Дэннис Джонсон изобрел способ регулировать высоту седла, потом шотландский кузнец Киркпатрик МакМиллан добавил в конструкцию педали. Спицы, резиновые покрышки, цепная передача появились лишь во второй половине XIX века. К этому времени наступил настоящий бум на «железных коней». Правда, первые велосипеды были весьма трудны в эксплуатации и недешевы.

Доступен каждому

В XX и XIX веках велосипед доступен практически всем. К тому же теперь это не просто средство передвижения, но и напарник по спорту, экстремальный снаряд, образ жизни и даже религия. Так, для студента ОГАУ Василия Теньгаева «железный конь» стал соратником, с помощью которого молодой человек нашел единомышленников и проводит время с пользой.
«В этом году велосипедистов обделяют мероприятиями, но люди продолжают собираться компаниями. Мы с друзьями отправляемся на выходные в походы, да и просто катаемся по городу на велосипеде. Нам всегда есть куда поехать – хоть в Орловскую, хоть в соседнюю область», – говорит Василий.
В соцсети «ВКонтакте» сообщество-любителей «Велорайдеры» насчитывает свыше 60 человек. Ребята за одну поездку в легком темпе преодолевают расстояния до 30 километров, не уступая настоящим спортсменам. Часто они совмещают катания с походами в палаточные лагеря и сплавами, а присоединиться к ним может каждый.

Но не в Орле

К сожалению, орловская веложизнь не такая радужная, как, например, в Амстердаме, – летом чуть ли не каждую неделю в сводках ГАИ или скорой появляются сообщения об авариях с участием велосипедистов. Только за три последние недели в Орле пострадало четверо, один из них – несовершеннолетний.
Происходит это отчасти из-за отсутствия в областном центре спортивной инфраструктуры. В Орле почти нет велодорожек – при благоустройстве дворов и общественных территорий их никто не предусматривает. Приходится орловцам передвигаться на велосипедах и электросамокатах по проезжей части и тротуарам, объезжая гуляющих мам с детскими колясками и массу прохожих. И вольно или невольно нарушая правила дорожного движения.
«Органы местной власти и исполнительной власти должны создавать условия для данной категории. Мы будем вносить предложение организовать, хотя бы разметкой, на площади Ленина и на прилегающих улицах выделенные полосы, по которым эта категория может ездить», – пообещал решить проблему Александр Коршунов, начальник орловского УГИБДД.