Кто спасет электротранспорт?

2023-07-19

Автор: Виктория Боженова, фото автора

На прошлой неделе жители Орла вновь обратились к главе региона с вопросами о судьбе электротранспорта в областном центре. Судя по комментариям в соцсетях, оставленным во время прямого эфира губернатора, орловцы мало верят, что Орловщина вот-вот вступит в федеральную программу по спасению трамваев и троллейбусов. И просят губернатора найти другие скорейшие пути их сохранения.



Просили подождать

Напомним, в апреле десяти регионам страны, нуждающимся в обновлении транспортной инфраструктуры, федералы обещали выделить 86,5 млрд рублей. Сегодня средства центра осваивают более проворные чиновники из Краснодарского, Красноярского и Пермского краев, а также из Волгоградской, Курской, Липецкой, Нижегородской, Ростовской, Саратовской и Ярославской областей. А орловские продолжают кормить народ надеждами на светлое будущее.
Так, в ответ на вопросы пользователей соцсетей представители мэрии Орла в очередной раз пообещали в ближайшее время «проработать вопрос по обновлению горэлектротранспорта в рамках участия в целевых программах с возможностью финансирования из федерального бюджета». «Опять разрабатывается?», «Разрабатывали, разрабатывали, да не разработали!», «Разрабатывается – это понятно. А когда будет само участие в программе?», – такие комментарии посыпались как из рога изобилия. В ответ чиновники попросили… подождать. Дескать, «для участия в целевых программах необходимо наличие документов транспортного планирования, соответствующих требованиям Минтранса».

Концессия в помощь?

Если уж с выходом на федеральное финансирование пока туго, горожане предложили «рассмотреть вопрос концессии с «Мовиста регионы». Компания является инвестором и оператором в области развития городского общественного транспорта в субъектах РФ. Совместно с ней сегодня в Курске и Липецке начали осваивать федеральные средства, направленные на комплексную модернизацию электротранспорта – от замены рельсов до покупки новых трамваев и троллейбусов.
«Если нет средств в региональном бюджете, нет денег федералов, так, может, не стоит брезговать концессией?» – настойчиво задают вопросы подписчики на странице главы региона. И их можно понять, особенно вспомнив, с какими проволочками работает сегодня общественный транспорт областной столицы. Но губернатор такую идею отвергает, поясняя, что концессия – это возмездное соглашение, «и здесь все очень непросто с точки зрения финансирования», например, высокие процентные ставки, на погашение которых придется тратить деньги из областной или городской казны.


Схожее с орловцами мнение имеет и первый зампредседателя Общественного совета при Министерстве транспорта РФ Борис Лоран. Как сообщил РБК эксперт, во многих городах, где долгое время электротранспорту не уделялось должного внимания, «одним из универсальных способов восстановления является привлечение средств через механизм концессии. Он предусматривает привлечение нескольких источников финансирования по средней взвешенной ставке 4,3% годовых. Это позволяет воплотить в жизнь объективно дорогостоящие инвестиционные проекты, которые могут привести систему городского электротранспорта к современному уровню качества, комфорта и безопасности».