Кусочек Франции в Орле

2022-06-23

Автор: Ксения Азаренкова, фото автора

С 26 мая по 10 июля в Орловском музее изо для поклонников французской живописи и всех неравнодушных к искусству доступна выставка репродукций «Клод Моне и Огюст Ренуар. Магия импрессионизма» (6+), на которой представлено свыше 50 произведений этих признанных мэтров французской живописи XIX–XX веков.



Пошатнувшие традиции

Выставка получила огромный успех у орловцев. В подтверждение аншлага заведующая научно-просветительным сектором Виктория Кореневская приводит такой факт: посетители даже предварительно звонят в музей и спрашивают, когда в залах поменьше людей, чтобы в одиночестве насладиться работами Моне и Ренуара.
А ведь в далеком XIX веке публика не была готова к фирменным «небрежным мазкам», изображению «всего подряд» этих молодых художников, решивших пошатнуть полувековые традиции – отказаться от четкого рисунка и привычных образов. Сегодня уже никто не высмеивает и не ругает произведения, написанные в этом жанре, а купить их простому человеку не представляется возможным. Да и чтобы увидеть, порой нужно преодолеть очередь даже в разгар рабочей недели…

Шедевры мэтров

Попадая в выставочный зал, сначала теряешь дар речи, ведь четкость пейзажей, портретов, натюрмортов – как на фото, а не на картинах. На первый взгляд кажется, что Клод Моне и Огюст Ренуар – это один и тот же мастер с одинаковыми яркой цветовой палитрой и образами. Но, чуть замедляя шаг, уже отмечаешь фирменный стиль каждого из них.
Так, яркие, сочные портреты утонченных европейских девушек по соседству с одалиской (возлюбленной художника), колоритной барышней из Алжира, и цыганкой принадлежат кисти Огюста Ренуара. У Клода Моне в собрании преобладают пейзажи, в основе которых сосредоточение бессчетного количества широких мазков, которыми лучше наслаждаться «на дальнем расстоянии», чтобы увидеть красоты Франции: «Вид Аржантёя в снегу», «Бульвар Капуцинок», «Поле маков», «Восход солнца», «Парк Монсо», «Стога. Конец лета».
Как и Ренуар, Моне работал над портретами, как правило, посвящая их членам своей семьи: «Жан Моне», «Камилла Моне на скамейке». Он любил воплощать на холстах образы девушек в нежных пастельных тонах, как на полотне «Женщина читает», или лишь добавлять россыпь маково-красного вокруг белой фигуры – «Дамы в саду».
Растительная тема раскрывается в желтом и синем: желтые «Подсолнухи» и та же цветовая палитра «Топинамбура», сине-зеленая гладь пруда с вкраплением белых бутонов водяных лилий. Как у истинных французов и у Клода Моне, и у Огюста Ренуара есть «свой» «Лягушатник» – отличие разве что в выбранных ракурсах: Ренуар приблизился гораздо ближе к отдыхающим, где сплошь дамы в летящих легких платьях того времени, а у Моне – кавалеры в разнообразных туалетах.


Справка «ОВ»

На выставке можно почувствовать себя художником, не имея особых навыков. После экскурсии посетителей ждет мастер-класс Виктории Кореневской, на котором дети и взрослые попробуют создать гуашью мировые шедевры импрессионизма.