Летопись одного театра

2021-12-23

Автор: Инга Радова

26 декабря Орловскому государственному театру для детей и молодежи «Свободное пространство» исполняется 45 лет. Его история началась в пору, когда многочисленные театры юного зрителя звались привычно ТЮЗами.



В философском плане

Основателем и художественным руководителем театра с 1976-го по 1983 год был Юрий Копылов. Вместе с художником Станиславом Шавловским и группой актеров-единомышленников он приехал в Орел из Красноярска. К ним присоединилась группа выпускников ЛГИТМиКа и молодой режиссер Борис Цейтлин.


Юрий Семенович говорил, что, пожалуй, его главной темой в театре было духовное рождение. Он считал, что сначала человек рождается биологически и лишь годы спустя, оказавшись в «сумрачном лесу», пройдя через катастрофы бытия и небытия, горнила страданий, обретает духовное рождение. Так же Копылов отнесся и к построению нового театра: стремился, чтобы тот возник не номинально, а родился духовно.
Художник-постановщик, по словам Копылова, «философского плана» Станислав Шавловский, с которым режиссер работал 30 лет, так отзывается о нем: «Равнодушный к коммерции, ему были чужды облегченные и упрощенные способы мышления и работы над спектаклем. Его увлекали внутренний мир и смысл, которые были известные только ему самому».
В Орле Копылов, в будущем народный артист России, лауреат Международной премии К.С. Станиславского и Государственной премии РФ, поставил «Двенадцатую ночь» и «Троила и Крессиду» Шекспира, «Стеклянный зверинец» Теннесси Уильямса, «Жестокость» Павла Нилина, «Колонисты» по педагогической поэме А. Макаренко, «Алые паруса» А. Грина.
Неординарные постановочные решения, стилистически смелая сценография быстро завоевали успех у публики. По сути, это был не ТЮЗ, а молодежный театр, в котором другие храмы Мельпомены почувствовали конкурента.

Ветер перемен

В 1987 году на пост главного режиссера пришел Александр Михайлов. Его первая работа – спектакль «Адам и Ева» по пьесе М. Булгакова, которую в России прежде не ставили. В 1988-м спектакль с успехом участвовал в московском фестивале детских и юношеских советских театров, а в 1991 году был показан в Киеве на фестивале, посвященном 100-летию М. Булгакова, где получил премию за лучшую режиссуру.


В 1990 году театр выбрал себе новое имя – «Свободное пространство». Во многом это было связано с изменениями, происходившими в те годы в обществе. В названии объединили главное: «свободу», которая для людей, живших в условиях тоталитарного общества, представлялась огромной ценностью, и «пространство» – территорию поиска и эксперимента, свободных высказываний и обмена мнениями.
Когда в 90-ые кумиром стал золотой телец, театр оставался некоммерчески ориентированным: Михайлов считал, что он должен отстаивать романтические позиции в противовес мещанской философии меркантилизма – ибо, если не художники, кто будет этим заниматься?..

Европейские сезоны

Одна за другой выходят резонансные постановки: спектакли И. Кучера «Три девицы под окном», И. Власова «Седьмой подвиг Геракла», М. Лурье «Возьми мое сердце», А. Михайлова «Сны Евгении», мюзикл А. Казанцева «Кандид» Вольтера.
В 1992 году театр впервые выезжает на зарубежные гастроли в Калифорнию со спектаклем Михайлова «Великая война Рикки-Тикки-Тави» по мотивам сказки Р. Киплинга. В 1993-м «Рикки» аплодируют на фестивалях в испанской Ла-Корунье и Хихоне. На международных фестивалях в Новгороде в 1993 году и в Днепропетровске в 1994-м спектакль получил главные призы.
В 1994 году в Калифорнии состоялась премьера спектакля «Белый Клык» Д. Лондона. Режиссер – Александр Михайлов. Спектакль принял участие в фестивалях в Испании, Израиле, Турции, Украине, России; в 1996-м открывал международный фестиваль, посвященный Всемирному конгрессу АССИТЕЖ (Международная ассоциация театров для детей и юношества) в Ростове-на-Дону, собравший участников из 60 стран мира, дважды гастролировал в США и Испании.
В 90-е годы, экономически тяжелые для страны и непростые для русского театра, «Свободное пространство» активно гастролирует за рубежом и вообще находится на подъеме.
В 2005–2010 годах осуществлялась программа «Европейские сезоны в Орле», в рамках которой каждый сезон был посвящен культуре одной из стран Европы: Италии, Франции, Германии, Польши. Зрители увидели спектакли по произведениям Гоцци, Гольдони, Мольера, Мюссе, Макиавелли, Пиранделло, Брехта, Мрожека.
Открытые обсуждения спектаклей, встречи с именитыми режиссерами, актерский клуб, творческие встречи с кинорежиссерами в рамках клуба «Свободное КИНОпространство», открытые репетиции и мастер-классы, театрализованные праздники и перформансы, художественные выставки и музыкальные фестивали генерировали мощную позитивную энергию. И еще больше зрителей-неофитов втягивалось в орбиту театра.

LUDI о людях

Яркая страница жизни театра – Международный фестиваль камерных и моноспектаклей LUDI, проводившийся с 2010 года. Он возник на базе «Свободного пространства». Таким образом, история, традиции, уникальные черты нового театрального форума оказались обусловлены художественными поисками и приоритетами его труппы.
Среди фестивальных спектаклей незабываемы: «Полковник-птица» Сергея Бобровского (Липецкий театр драмы имени Л.Н. Толстого); «Кабаре 33» Дэйва Доусона с блистательной работой американского актера и джазового певца Бремнера Дьюти; «Все течет. Жизнь и судьба» Марка Розовского (театр «У Никитских ворот»); «Маленькие трагедии» Геннадия Тростянецкого («Свободное пространство»); «Пиковая дама» Олега Жюгжды, сценография Маргариты Сташуленок (Гродненский областной театр кукол, Беларусь); «Тюрьма» Винициуса Пьедейда (Бразилия)…
Сегодня художественный руководитель театра – Сергей Пузырев. В 2019 году в «Свободном пространстве» он поставил спектакль «Вторая смерть Жанны д’Арк» по одноименной пьесе Стефана Цанева, получивший гран-при IX Международного фестиваля камерных и моноспектаклей LUDI.
Зрителей «Свободного пространства» ждут новые талантливые спектакли и проекты, ведь, как говорил основатель театра Юрий Копылов, «нет театра, даже самого великого, который существовал бы вечно. Театр живет около двух десятков лет или чуть больше – не в смысле физического существования, а в том смысле, что приблизительно столько живет художественная идея, с которой начинался театр. Потом надо искать другую идею».