Лишние люди

2023-08-16

Автор: Виталия Румянцева, фото областной горадминистрации и мэрии Орла

На прошлой неделе Орел с рабочим визитом посетил первый заместитель московского межрегионального транспортного прокурора Юрий Городков. Цель его поездки – оценить доступность станции «Орел» для людей с ограниченными возможностями. Присутствовавшие на мероприятии представители инклюзивного общества отметили, что железнодорожный вокзал областной столицы неплохо оснащен под их потребности, в отличии от городской инфраструктуры, мало подходящей для людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).



Заложники дома

О формировании доступной среды для инвалидов в последнее время говорят много. Однако комфортнее для людей с ограниченными возможностями Орел от этого не сталим часто приходится сталкиваться с недоступностью многих объектов. Бесспорно, в региональном центре начали точечно возводить инклюзивные площадки, но до них еще надо добраться. А как это сделать, если инвалиды иногда не могут выбраться даже за пределы своей квартиры?
За примерами далеко ходить не надо. 79-летняя орловчанка Маргарита Ходырева, инвалид II группы, с августа 2022-го ведет борьбу за право безопасного передвижения – установку в ее доме откидного устройства, помогающего добраться от входа в подъезд до лифта. Пенсионерка передвигается с помощью ходунков-роллаторов, но даже с ними ей приходится прилагать огромные усилия, чтобы преодолеть шесть ступеней до подъемника.
Установка пандуса возможна двумя способами. Первый – за счет органов местного самоуправления, так как властям вменена обязанность обеспечить беспрепятственный доступ к общему имуществу в многоквартирных домах, в том числе к лифту (п. 5.1, ст. 2 Жилищного кодекса РФ) – оказался непрост: отписки чиновников администрации Орла, куда неоднократно обращалась Маргарита Аркадьевна со своей просьбой, по объему способны соперничать с многотомником «Война и мир».
Женщина уверена, что власти не хотят тратить казенный рубль и ждут, что пенсионерка заплатит из своего кармана. Это как раз второй вариант: установить пандус можно за счет средств собственников жилья, уплаченным по строчке в квитанции «текущий ремонт». Но для этого надо заручиться согласием большинства жильцов. Однако, как показывает практика, «добро» на такой шаг дают немногие.
Сложно установить пандус и в том случае, если инвалид или члены его семьи готовы заплатить сами. Как, например, произошло в одном из орловских домов по Московскому шоссе. Здесь разрешение на монтаж конструкции дали только жильцы подъезда, где проживает человек с ограниченными возможностями, остальные выступили против. Чем именно помешает им такое устройство – неясно, но ситуация до сих пор не решена, а инвалид стал заложником собственной квартиры.

Трудности передвижения

У инвалида-колясочника Марии проблем с выходом из дома, к счастью, нет. Заботливые соседи вместе с членами семьи оборудовали подъезд всем необходимым. Орловчанка старается вести активный образ жизни – выбирается в кафе у дома, бывает в близлежащей парикмахерской, где для людей с ограниченными возможностями оборудованы пандусы. В этом году Маша и сама захотела освоить профессию мастера маникюра, чтобы трудиться на дому или в полюбившемся салоне, где девушке с особыми потребностями готовы оборудовать специальное рабочее место.
«Чтобы доехать до обучающего центра, где согласились бесплатно преподавать азы профессии, надо пересечь весь город. Причем в то время, когда члены моей семьи находятся на работе. Я попыталась добраться сама на одном из не так давно запущенных в Орле низкопольных автобусов. Увы, мне, колясочнице, без посторонней помощи в такой транспорт въехать не удалось: высота ступеней – около 40 сантиметров. Облегчить задачу призван откидной пандус, но для этого автобус должен практически вплотную подъехать к тротуару. Такой маневр на многих остановках совершить нереально. А на такси не накатаешься – дорого на мою пенсию», – сетует Мария, мечты о профессии мастера маникюра которой из-за трудностей передвижения по городу пока так и остаются мечтами.

Настоящее испытание

У Никиты тоже есть мечта: он хочет работать курьером. Эта идея появилась у него после того, как в 2022-м он прочитал новость о колясочнике из Красноярска, который устроился доставщиком еды.
«Родители согласились купить мне для этих целей электрическую коляску, но в Орле, в отличии от Красноярска, проехать на ней можно не везде. Да, есть участки, где асфальт и плитка уложены вровень и ничто не препятствует свободному перемещению, но их можно пересчитать по пальцам. Поэтому между мной и заветной работой на свежем воздухе встают преграды в виде высоких бордюров и отсутствия съездов на дорогах. Самостоятельно заехать на тротуар или же съехать с него довольно проблематично. Да и во многие здания просто не попасть из-за скользких ступеней и высоких порожков. Инвалиды в Орле часто оказываются вне зоны доступа. Много лет ощущаю себя лишним человеком», – жалуется Никита.

Без учета потребностей

С этим сложно поспорить. Львиную долю инфраструктурных объектов в Орле до сих пор строят или ремонтируют без учета потребностей людей с ограниченными возможностями. Взять тот же Детский парк, в проектировании и приемке которого, как выяснила в этом году прокуратура после того, как в зону отдыха не смогла попасть орловчанка с детской коляской, не принимали участие инклюзивные люди.
«Нас никто не спрашивает, где в Орле нужны пандусы, поручни, съезды. А если и зовут на прием объектов, как, например, это было на улице Октябрьской, где мы обнаружили множество нарушений, препятствующих передвижению, то неохотно. Никого не интересует, как себя будут чувствовать маломобильные члены общества на благоустроенной территории, – поделилась в ходе одного из профильных комитетов облсовета Наталья Мацькив, председатель Орловской областной организации «Всероссийское общество инвалидов».
Похоже, организовать для особенных людей безбарьерную среду Орловщина пока не готова.


Справка «ОВ»

Более 53 тысяч инвалидов проживает в Орловской области.

 

Пару месяцев назад региональная КСП провела проверку реализации программы «Соцподдержка граждан в Орловской области». Эксперты выявили множественные нарушения прав инвалидов, в том числе в вопросе создания безбарьерной среды для детей с ограниченными возможностями. «На весь период реализации программы предусмотрены расходы на общую сумму 47,4 млн рублей. С 2022 года и на плановый период до 2025 года предусмотрено финансирование ежегодно на сумму 2,2 млн рублей. При наличии большого количества приоритетных объектов, не обеспеченных доступностью (68 из 207), и ограниченности финансовых ресурсов имеются риски недостижения запланированных результатов», – посетовала аудитор Надежда Бойцова.

Вано Крыладзе, смотрящий по области:

Вопросы с пандусами типа порешали,
Пусть не везде возможно въехать без проблем.
У нас же город всевозможных аномалий –
Вот почему проезд по граду дан не всем.

Смотрите сами: здесь и пешему загвоздка –
В процессе спешки можно ноженьки сломать.
Наш тротуар хорош, но он не станет плоским,
Хоть каждый день на нем асфальт начни менять.

А плитка вовсе есть причина приключений:
Вдруг да начнет вставать неряха на дыбы.
Ее давно пора бы вывести из тени
И приспособить горожанам для ходьбы.