Ночь. Улица. Маршрутка

2023-05-03

Автор: Ксения Азаренкова, фото автора

С 10 апреля в Орле появились автобусные маршруты №1H (санаторий «Лесной» – 909 квартал) и №2Н (санаторий «Лесной» – микрорайон Зареченский). Правда, проехать по ним удалось далеко не всем горожанам – новенькие ЛиАЗы появляются на улицах города с приходом темноты. Кто катается на ночных рейсах, узнавал корреспондент «ОВ».



Орловцы критикуют

Как только орловцам стало известно о ночных маршрутах, в соцсетях сразу же появились неоднозначные комментарии по этому поводу. Так, пользователь под ником Сергей Владимирович написал: «Это ж таксисты взбунтуются! Ночью можно за 80 рублей (цена билета на «ночную» маршрутку. – Прим. ред.) уехать на микрон, например, и обратно тоже за 80. Очень выгодно». Владислав Буренков пожаловался на значительное расстояние от вокзала до ближайшей к нему остановки общественного транспорта. А орловчанка Ирина Климова и вовсе предрекла новшеству печальный финал: «Этот проект лучше даже не вводить, он обречен. И в часы пик-то автобусы ходят, полностью игнорируя расписание…» Нашлись и те, кто сокрушался выбором маршрутов, которые не охватывают, например, микрорайоны Наугорский, Болховский, Лужки…
Но самая жаркая дискуссия разгорелась вокруг стоимости проезда, установленной перевозчиками. «80 рублей – это перебор. Идти на остановку из дома по ночному городу, не зная, приедет автобус или нет, не умно. Проще вызвать такси, переплатить сотню-полторы, но доехать от порога до порога», – рассуждал в соцсетях пользователь «Голос разума».
Я решила проверить на себе некоторые аргументы орловцев о нужности ночного транспорта. А для чистоты эксперимента мне пришлось стать его пассажиром и в будни, и в выходные.

Готовясь к поездке

К сожалению, я из числа тех орловцев, кто живет в районе, до которого ночной автобус не доезжает, поэтому квест с перемещениями по городу в темное время суток для меня начался немного раньше. Итак, в один из понедельников, в 20:20, я вышла из дома в районе Наугорского шоссе и в течение получаса пешком добиралась до магазина «Орел», так как уехать в это время на общественном транспорте не получилось. В 21:00 удалось сесть в переполненную маршрутку №9. Спустя еще 20 минут поездки по опустевшим городским улицам я была на месте старта ночного маршрута – на остановке «Санаторий «Лесной».
Почему здесь? Напомню, график работы ночных автобусов изначально строился с учетом прибытия поездов «Анапа – Москва» и «Москва – Белгород», чтобы орловцы вместо такси смогли добраться на общественном транспорте от или до железнодорожного вокзала. Я приехала сюда, чтобы попасть на автобус №1H, который согласно расписанию должен отправляться от «Лесного» в 22:10, заезжая «под вокзальные часы» в 22:30, а в конечную точку, на 909 квартал, пребывать в 23:02.
Мое ожидание длиной в 50 минут проходило в полном одиночестве и под аккомпанемент стаи бродячих собак, как мне показалось, готовой броситься на меня в любую секунду. Стоит отметить отзывчивость некоторых водителей маршрутов №9 и №34, закончивших рабочий день, но тем не менее предлагавших подвезти меня в нужное место. Однако я стоически ждала автобус №1H.

Как швейцарские часы

В 22:10 заветный транспорт показался на горизонте. Водитель прямо с порога напомнил о стоимости проезда. Видимо, были прецеденты, когда народ отказывался ехать за 80 рублей…
По пути до железнодорожного вокзала в автобус подсела пожилая женщина. Она была удивлена ночному рейсу, так как впервые слышала о таком транспортном новшестве. Бабушка отдала 80 рублей со словами: «Совсем скоро должен пойти троллейбус, но ждать его так не хочется…»
Через пару остановок в автобус зашла подгулявшая компания. Но, заслышав о цене билета, быстро ретировалась из салона, сопровождая свое недовольство стоимостью проезда нецензурной бранью.
Бабушка скоро вышла, а мы остались с водителем наедине. Тут-то он и поделился, что накануне, в воскресенье, работая на маршруте №2H, в течение всей ночи перевез всего трех пассажиров, зато его коллега с №1H – 30 человек. Выходит, прибыль от ночных поездок вряд ли покроет расходы на топливо, не то что увеличит зарплату водителей.
Следующий потенциальный пассажир показался лишь на Гипсовом. Правда, его тоже не устроила стоимость проезда. Об этом он просигнализировал отборной бранью и неприличными жестами. Поняв, что бесплатно его не повезут, нетрезвый мужчина начал изо всех сил бить кулаками в закрывающиеся двери отъезжающего автобуса. К счастью, стекло осталось цело, и мы с водителем не пострадали.
На вокзал автобус прибыл ровно в 22:30. Но никто из прибывших на поезде не спешил садиться. Видимо, по привычке люди продолжали заказывать такси. Во время ожидания пассажиров водитель пожаловался, что положенная стоянка «под часами» вызывает у него дискомфорт – такой маневр ПДД не одобряют…
В 22:40 моя поездка завершилась на остановке «Завод Медведева», где в автобус зашли еще пять человек, которым посчастливилось подъехать в этот час не на такси. А у меня же, чтобы добраться домой на Наугорку, на тот момент существовало три варианта: троллейбус №2, такси до подъезда за 185 рублей или прогуляться пешком на протяжении часа. Я выбрала самый экономный.

В гордом одиночестве

Для чистоты эксперимента решено было сделать контрольную поездку в выходной день. Мой субботний маршрут начался уже от железнодорожного вокзала – там хотя бы был шанс, что кто-то придет на помощь в случае встречи с бродячими собаками или нетрезвыми людьми. Доехать до 909 квартала к 22:30 не получилось из-за моего опоздания на автобус на пару минут. Я лишь успела увидеть хвост уходящего маршрута №1, который почему-то не стал заезжать на вокзал, высадив всех пассажиров возле кольца напротив завода «Текмаш».
На всякий случай решила отправиться на эту остановку. До сих пор с тревогой вспоминаю время ожидания длиной в 1 час 20 минут: с приходом темноты на улице стали появляться люди, ведущие асоциальный образ жизни, которые желали внимания и общения…
23:55. Наконец автобус №2H, который все-таки заехал на вокзал, к моей остановке прибыл. И фактически пустой – всего-то один пассажир. За 80 рублей, зато в комфортных условиях я доехала до сквера Гуртьева. А еще надо было попасть на Наугорку. Передо мной стоял небогатый выбор: такси за 170 рублей или 20-минутная пешая прогулка. Я вновь выбрала самый экономный вариант.

Инициатива ночных автобусов – интересный опыт для нашего региона, но, как оказалось, не первый. По словам водителя, эту идею пытались реализовать еще в 2008 году, но и тогда она так и не стала востребована у жителей. У наших соседей-белгородцев в этом году ночной автобус оказался непопулярным уже через месяц после запуска: обращения общественности с просьбой организовать подобный маршрут не совпали с ожиданиями реального пассажиропотока.
Посмотрим, какая судьба ждет орловский ночной транспорт. «ОВ» будет следить за развитием событий.


Справка «ОВ»

Пока верстался номер, стало известно, что с 14 по 20 июня мэрия Орла проведет открытый конкурс среди перевозчиков на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по маршрутам №1Н и №2Н.