Опять скрипит потертое…

2022-08-18

Автор: Александр Воробьев

Дефицит новых авто и рост цен на них поспособствовал тому, что российские автолюбители «переключились» на вторичный рынок машин. Какие модели с пробегом и по каким ценам покупают наши соотечественники, выяснял «ОВ».



Продажи упали

Начнем с причины, повлиявшей на смену приоритетов на авторынке – первичном звене продаж. По информации агентства «Автостат», в первом полугодии 2022-го средняя цена нового автомобиля из сегмента масс-маркета выросла на 23%, достигнув 2,3 млн рублей. При этом иномарки средней ценовой категории подорожали фактически на 20%, до 3 млн рублей, а отечественные автомобили аж на 31%, до 1 млн 029 тыс. рублей.
А вот продажи машин за тот же период, наоборот, упали на 57,5%, или на 500 521 автомобиль. Всего россияне приобрели за первое полугодие 2022-го 370 228 «железных коней». В списке лидеров оказались китайские авто, траты россиян на покупку которых с января по июль (около 100 млрд рублей) увеличились на 19%. Более 90% этих денег пришлось на продукцию четырех брендов. Лидирует Haval, второе место у марки Chery, на третьей позиции находится Geely, далее следует бренд Exeed.
Если же говорить о рынке Luxury, то продажи дорогих авто упали значительно (-84% к уровню 2021-го). Всего россиянами было куплено пять новых Ferrari, по три Bentley и Rolls-Royce, два Aurus, по одному Aston Martin, Lamborghini и Maserati. При этом 12 из 16 суперкаров, то есть 75%, обрели прописку в Москве. Оставшиеся четыре куплены жителями Воронежской, Калужской, Свердловской и Тверской областей.
Львиной же доле россиян о покупке не то что люксовых авто, но и новых из масс-сегмента пока остается только мечтать. Поэтому наши соотечественники переключились на вторичный рынок.

Пробег не приговор

В первом полугодии объем российского рынка б/у легковушек составил 2,17 млн единиц. Среди отечественных самым популярным автомобилем на вторичном рынке по-прежнему остается Lada Samara (119,9 тыс. экземпляров). Показатели вазовской «классики» составили 85,5 тыс. автомобилей, «Приоры» – 73,6 тыс. На четвертом месте «десятое» семейство (70,8 тыс. шт.). Закрывает пятерку лидеров Lada Granta с результатом 56,2 тыс. экземпляров.
Самой популярной иномаркой на вторичном рынке стал Hyundai Solaris, перепродажи которого за первое полугодие 2022-го составили 45 тыс. единиц. На второй строчке Ford Focus, на третьей – Kia Rio. Далее следуют Toyota Corolla и Toyota Camry.
Стоит отметить, что цена покупки автомобиля с пробегом по примеру нового собрата в 2022-м также значительно подросла – до 1,3 млн рублей (+20%).
К слову, по прогнозам экспертов, к концу года вторичный рынок тоже ждет стагнация. Раз новые машины покупаются реже, то и спешить расставаться с ними автовладельцы не будут, так как на вырученные деньги – с учетом нынешних цен – не купить авто с пробегом выше классом, а новые машины пока не поступают дилерам в нужном количестве и по приемлемой стоимости. Поэтому уже сегодня на сегмент автомобилей в возрасте до семи лет приходится лишь 20% продаж. Это один из самых низких показателей за последние пять лет.
Однако аналитики «Автостата» не исключают, что поставщиком для вторичного рынка может стать Дальний Восток.

Караван с востока

По итогам семи месяцев 2022 года владивостокские таможенники оформили 78 460 автомобилей, ввезенных физическими лицами. Это на 33% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Среди ввезенных машин преобладают подержанные «японки». Есть и незначительное количество представителей корейских и китайских марок, сообщает пресс-служба Владивостокской таможни.
По словам руководителя дилерского направления сети автосалонов Fresh Auto Дениса Решетникова, отсутствие новых автомобилей у дилеров и увеличение стоимости подержанных машин на 3,5% в июле стали драйверами роста самостоятельного ввоза иномарок из-за рубежа среди россиян. Спрос на импортные машины с пробегом растет благодаря более доступной стоимости автомобилей за границей и, конечно, более широкому ассортименту.
Тем временем на российском авторынке может появиться новый игрок – Иран. Глава российского центра «Иранцы за рубежом» сообщил об уже имеющихся договоренностях на сборку машин в нашей стране, причем под возрожденными российскими брендами «Москвич», «Волга» и «Победа».
Как пишет «Российская газета», по неофициальным данным, «Москвичом» может стать современная модель KMC J7 частной иранской компании Kerman Motor. Это авто представляет собой локализованный китайский седан Sehol A5 Plus, выпускаемый партнером КамАЗа – фирмой JAC и построенный на французских платформах. Возможно, схема пересборки в Иране нужна китайцам только для обхода санкций.

А как отечественные?

«АвтоВАЗ» поделился хорошими новостями. В 2023-м холдинг намерен возобновить производство и поставки автомобилей Lada с антиблокировочной системой тормозов (ABS). Об этом в интервью телеканалу «Россия 24» сообщил президент «АвтоВАЗа» Максим Соколов, добавив, что уже в конце августа этого года машины вновь будут оснащаться подушками безопасности. По его словам, их стоимость увеличится, правда некритично: на 8 тысяч рублей для автомобилей с водительской подушкой безопасности и на 16 тысяч с двумя «аэрбегами», в том числе для переднего пассажира.
Напомним, в начале августа «АвтоВАЗ» возобновил продажи машин, оснащенных системой экстренного оповещения «Эра-Глонасс». Кроме того, ранее холдинг восстановил производство автомобилей семейства Lada Granta, оснащенных кондиционером, на которые приходится около 80% продаж.


Справка «ОВ»

По информации орловцев, столкнувшихся недавно с покупкой авто как в нашем регионе, так и в соседних областях, автосалоны отдают приоритет покупателям с б/у машиной, готовым сдать свои прежние «колеса» в счет покупки новой. Это связано с тем, что на фоне дефицита поставок с завода дилеры, чтобы продолжить дальнейшую деятельности, намерены переключиться на торговлю «вторичкой».