Подарки от именинников

2021-03-25

Автор: Ксения Азаренкова

В эту субботу, 27 марта, культурный мир в 60-й раз отметит День театра. К этой дате в календаре с трепетом относятся и артисты, и остальные работники сцены – от режиссеров, сценаристов до костюмеров и билетеров. Но для самих виновников торжества главным в этот праздник остается зритель. Корреспондент «ОВ» узнала, что подготовили для земляков орловские служители Мельпомены.



В родных стенах

Бремя пандемии оказалось тяжелым для многих сфер, но больше всех пострадали работники культуры. Для ОГАТ им. И.С. Тургенева это период совпал и с тем обстоятельством, что его сотрудники из-за ремонта на длительное время лишились родных стен, поэтому работа только сейчас начинает набирать обороты.
Время проверило труппу на прочность – никто не покинул театральную семью, все занимались поиском новых путей для общения со зрителем. В тот непростой период было рождено огромное количество онлайн-проектов: «Не забывайте о войне», «Рецепты от доктора Айболита», «К юбилею И.А. Бунина», «Краски А.А. Фета», за что театр был отмечен Министерством культуры РФ званием лидера онлайн-проката. Елена Казакова, директор ОГАТ им. И.С. Тургенева, поделилась планами, как коллектив планирует отметить профессиональный праздник.
«День театра – это святой для нас праздник. 27 марта на большой сцене пройдет спектакль, который был сыгран всего дважды, – это «Безумный день, или Женитьба Фигаро». Перед его началом зрители получат подарок – небольшую музыкальную интермедию, посвященную Дню театра, – говорит Елена Ивановна. – Мы хотим представить зрителю всех артистов, провести парад коллег, всех людей, причастных к миру театра, тех, кто всегда остается по ту сторону сцены и внимания зрителя, но без которых не обходится ни одна постановка. В этот день мы будем говорить о людях театра, назовем лучшего актера и актрису сезона, по версии зрителей и худсовета театра, то есть четыре человека получат подарочные сертификаты, подкрепленные премиями».
Помимо долгожданного возвращения в родные стены, в жизни театра произошло немало изменений, одно из основных – появление главного режиссера Владимира Хрущева, приехавшего в Орел из Калуги. Пока Владимир Геннадьевич привыкает к новому статусу, у него возникло множество творческих планов. Так, мастер уже приступил к постановке спектакля «Кутига» – написанной им инсценировке по журналистскому расследованию.
Обновление в театре связано и с новыми артистами – молодыми выпускниками ОГИК: театральной находкой Елизаветой Рыбянцовой, любознательным студентом выпускного курса ОГИК Кириллом Глуховым, получившим главную роль в спектакле «Первая любовь», ярким дебютантом Александром Ивановым, артистом из театральной династии.

Страсти кипят

Свой профессиональный праздник театральная семья «Свободного пространства» неизменно проводит на сцене, отдавая себя многочисленным весенним премьерам.
В преддверии Дня театра зрители увидят премьерный спектакль «Дом, где все кувырком» – испанскую комедию положений и страстей. Это классическая южно-европейская комедия, содержащая в себе традиционный набор человеческих типов (игра хорошо знакомых персонажей). Все будто по парам: влюбленные; господа, между которыми отсутствует взаимопонимание, но они тоже любят друг друга; отцы – блюстители чести своих дочерей. Серым кардиналом в таких комедиях обычно выступает простая служанка, но в испанской версии появится еще и соседка – персонаж, из-за которого и возникает весьма пикантная ситуация.
Художественный руководитель театра Сергей Пузырев открыл нам мир бурлящих испанских страстей: «Это будет дурдом в хорошем смысле этого слова – дикая до смертоубийства, чересчур динамичная история, кипение страстей, но посмотрим, что из этого выйдет. Южный темперамент вкупе с мрачными и странными традициями испанского народа воссоздаст на сцене эдакую семейку Адамс, попавшую в забавную ситуацию. Среди строгих декораций (черно-белые тона с вкраплением красных элементов), постоянных эмоциональных всплесков героев, роль «тараканов» в их головах сыграет живой оркестр. Одним словом, страсти будут кипеть нешуточные».
А 1 апреля в «Свободном пространстве» планируют валять дурака! Артисты дали зеленый свет спектаклю «Осторожно, Аладдин!» режиссера Веры Анненковой. Идея «зеленого спектакля» (шутливой постановки, где артисты намеренно разыгрывают друг друга на сцене, меняют порядок выходов и реквизит) родилась буквально на репетициях, так изначально детские смыслы теперь наполнятся взрослым содержанием. Обычно вся пикантность и веселость действа, конечно, больше для самих актеров, но художественный руководитель заверил нас, что в этот раз акцент будет сделан на зрителя.
Еще одной премьерой, о которой можно рассказать уже сейчас, станет вторая часть проекта «И опять во дворе…», которая пройдет вновь на открытом воздухе, на летней площадке театра. Этот необычный формат уже полюбился орловскому зрителю, как и персонажи театральной истории, которые продолжат свою жизнь на сцене, но только уже 20 лет спустя.

Театральный марафон

Артисты студенческого театра «Ювента» накануне Международного дня театра подготовили для всех ценителей искусства подарок – возможность стать частью театрального марафона «Такая разная комедия», который пройдет с 23 по 26 марта в фундаментальной библиотеке на площади Каменского. Зрители увидят уникальные постановки: «То да се» по юмористическим рассказам А.П. Чехова и А.Т. Аверченко, «Ночь в гостинице Большого кабана» по неизвестному водевилю И.С. Тургенева, «Циклотимия» по антипьесе Э. Ионеско «Лысая певица».
Художественный руководитель и режиссер-постановщик Наталья Смоголь рассказала о том, как предчувствия предстоящей разлуки с ювентовцами, завершающими образование в вузе, легли в основу идеи особого марафона.
«Зрителям мы хотим предложить поразмышлять над разными типами юмора, в котором привлеченные нами авторы были настоящими мастерами. Некий праздничный капустник покажет и докажет зрителю то, что студенческий театр тоже может иметь вполне приличный репертуар, а сами артисты-любители, учась на разных факультетах, предлагают и воплощают достойные театральные идеи, – говорит Наталья Николаевна. – Нашему зрителю необходимо подготовиться к эмоциональному марафону: придется быстро перестраиваться с юмористических рассказов на водевиль, затем на комедию абсурда («Лысая певица») и вновь на юмор Чехова и Аверченко».