Праздники нашего города

2018-07-26

Автор: Владимир Ермаков

Праздник, который всегда… В конце сезона в театре «Свободное пространство»Читать дальше……



Праздник, который
всегда…
В конце сезона в театре «Свободное пространство» состоялась премьера спектакля «Лавина» по пьесе современного турецкого драматурга Туджена Джюдженоглу; имя автора непривычно для нашего слуха, однако в мире оно известно не понаслышке. Пьеса «Лавина» написана в 2001 году, и с тех пор ставилась в сорока странах. В нашем городе ее поставил литовский режиссер Линас Зайкаускас, чье имя орловские театралы уже научились произносить без запинки. Его режиссерская стратегия, ориентированная на артистическую разработку драматургического материала, стимулирует актеров и привлекает зрителей. Зайкаускас поставил в Орле три спектакля, вызвавших оживление в нашей театральной среде. И вот – четвертый опыт.
Что можно сказать о фабуле сценического события? В горном селении, находящемся где угодно, большую часть года люди живут под угрозой схода снежной лавины; чтобы не вызвать резонанса в горах, ни один громкий звук не должен нарушать царящей в долине тишины. Власть старейшин, обусловленная жесткими обстоятельствами, такова, что никто пикнуть не смеет. Этос общины – круговая порука молчания; тому, кто не может соблюдать тишину, лучше умереть. Власть, не встречающая в людях сопротивления, обрастает выхолощенным временем и превращается в недвижную тяжесть, давящую на душу.
Как определить в двух словах характер происходящего на сцене? По жанру пьесы это притча в традиции философского театра: способ показать многое через малое. По факту спектакля это драма в античном смысле: противоборство человека с роком. Что актуально – в фабулу пьесы положен кризис социальных отношений, в котором происходит перезагрузка экзистенциальных ценностей. Когда мертвая рука традиции берет за горло и душит живое, право на бунт становится священной обязанностью. Что злободневно – в социально-психологическом срезе драматического сюжета раскрывается конфликт этики и политики в жизни общества. Если общественная необходимость требует принести совесть в жертву страху, значит в этом обществе власть над живыми людьми принадлежит мертвым душам, и единственный выход из житейского тупика – разорвать завесу молчания, закрывающую добрым чувствам выход на волю.
Замечательна динамическая структура спектакля: постепенное возрастание темпа; первое действие играется от largo к adagio, второе – от allegro к presto. В начале спектакля на сцене неспешно и неохотно просыпаются действующие лица. В контексте житейских отношений сюжетная линия вырисовывается так неявно и так неясно, что начальное недоумение зрителей потихоньку обволакивается досадой (не тратим ли мы время зря?). Однако незаметно для ума в душе начинает ощущаться тревожный холодок: что-то не так, и очень не так в этом патриархальном мире. Из осторожных разговоров проступает напряженная коллизия, захватывающая внимание и не отпускающая до катарсиса. Действие, набирая обороты и обретая обертоны, вращается по замкнутому кругу; в центре трагической ситуации – молодая пара, ждущая ребенка… ребенка, который собрался родиться не вовремя. Ибо время на дворе страшное, и общество, утратившее нравственную основу общественных отношений, готово принести мадонну с младенцем в жертву страху. Единственное средство противостоять окружающей действительности – найти в себе мужество противоборствовать. Мужество поступать по совести.
У театра «Свободное пространство» яркая творческая история, из сезона в сезон прирастающая успешными премьерами. Вот и по этой работе видно, как согласована и сыграна труппа, – и это единство достигнуто на высоком профессиональном уровне. В спектакле задействованы ведущие артисты: Валерий Лагоша, Маргарита Рыжикова, Нонна Исаева, Сергей Козлов, Ирина Агейкина; талант, мастерство и сценический опыт каждого из них в этом спектакле, словно в творческом тигле, переплавился в общий успех.
В главных ролях заняты Елена Симонова и Андрей Григорьев – молодые артисты, подходящие к порогу творческой зрелости; в сценически невыгодном амплуа героев они оба оправдывают ожидания терпеливых и требовательных приверженцев театра. Легко ли быть молодым? Совсем нет. А играть молодость и вовсе трудно. Иное дело – характерные роли; здесь больше риска впасть в актерство, но зато больше шансов проявить мастерство.
Уровень игры задает Валерий Лагоша; его персонаж – глава семейства, раздавленный грузом ответственности; ведущий артист театра (а ныне его художественный руководитель) сумел наглядно представить, как в момент наивысшего напряжения в голове трагического персонажа происходит короткое замыкание долговременной памяти: из искры гнева возгорается пламя мятежа.
Как всегда, захватывает игра Сергея Козлова; его энергетика повышает напряжение в ключевых эпизодах, а его эксцентрика удачно заполняет пустоты в проходных мизансценах, придавая ускорение сквозному действию. Его неуравновешенный мужской нрав хорошо уравновешен двумя сдержанными женскими характерами – его матери и его жены, – проработанными Нонной Исаевой и Ириной Агейкиной.
Как всегда неистощима и неповторима Маргарита Рыжикова; в роли зловещей повитухи она явила выразительный образ морального коллаборационизма; актриса уникального качества и универсального мастерства, она показала в своем персонаже самое страшное: душу, выеденную страхом как виртуальным раком.
В том же роде и в том же ряду бессловесный персонаж Олега Котова, настолько истощенный существованием, что его переход от жизни к смерти по большому счету не имеет значения. Чтобы представить на сцене почти ничего – руины человека, заполненные мраком, надо, наверное, больше актерского мастерства, чем для представления действующего лица в предлагаемых обстоятельствах.
В действующих лицах, олицетворяющих власть, нашли приложение своим талантам артисты Альберт Мальцев, Ольга Чибисова, Владимир Козловский и Михаил Неженцев; темная сторона власти проступает в персонажах, в которых служебная функция, словно инфекция, снижает уровень нравственного иммунитета – вплоть до покорства и потворства злу.
Нельзя не сказать, хотя бы в двух словах, о работе художника Маргариты Мисюковой. Сценография спектакля, чтобы обустроить место действия, должна создавать такую видимость, в которой условность обретает убедительность. В этой постановке задача решена верно: полсотни ковров, развешанных в разных плоскостях, создают неформальный визуальный образ: распавшийся интерьер дома, разделившегося в себе.
И еще раз о том же. В этом спектакле, помимо крепкого стержня, много точных жестов и тонких штрихов, придающих зрелищу художественную цельность. Режиссер продемонстрировал современный уровень театрального проектирования. Актерский ансамбль показал высокий класс сценического мастерства. Коротко говоря, спектакль состоялся, и праздник удался. На радость всем, кто был на премьере. И всем, кто придет потом, когда спектакль, словно выдержанное вино, наберется цельности и плотности. Потому что театр – это праздник, который всегда…
Театральный фестиваль LUDI
В самом начале лета в Орле проходит международный фестиваль камерных и моноспектаклей LUDI. В этом году уже восьмой раз. Проект харизматического режиссера Александра Михайлова, поднявший на порядок престиж Орла как культурного центра, продолжается в новом контексте. В программе этого года заявлены театральные коллективы из России, Израиля, Польши, Бразилии, Хорватии. О нынешнем фестивале, как и семи предыдущих, еще долго будут говорить и спорить. Кто опоздал на этот праздник, тому придется ждать следующего.
Фетовский праздник поэзии
В мае сего года, 26 числа, в четыре часа пополудни, в городском саду собрались немногие любители изящной словесности, еще не утратившие охоты к стихам: чествовали Афанасия Фета. Данное мероприятие стало главным (и единственным) событием Фетовского праздника поэзии, включенного в календарь литературной столицы.
Регламент праздника сложился в конце прошлого века. В лучшие годы праздник имел всероссийский масштаб; на окраине села Клейменово, возле ограды Покровской церкви, в крипте которой нашли упокоение останки поэта, сооружалась открытая сцена, отданная во власть поэтов и музыкантов, а на пологом лугу ставились лотки и палатки, расширявшие пространство форума до народного гуляния. После полудня пир духа продолжался в Орле – по разным площадкам в центре города. Так было. Так, увы, не стало.
В нынешнем году праздник отмечали скромно – словно не памяти поэта отдавали дань, а выплачивали проценты по неоплатному долгу. На два десятка поэтов, торопливо сменявших друг друга на летней сцене, нашлось полсотни слушателей, терпеливо сидящих на летней жаре. Ну что ж; пусть любителей поэзии стало мало, но это хорошие люди, воспитанные в лучших традициях русской интеллигенции. Пока они есть, есть смысл в том, чтобы вольные стихотворцы продолжали в рамках открытого конкурса претендовать на свободную вакансию поэта. Сколько бы ни осталось верных слову, служенье муз будет продолжаться.
Пушкинский день России
6 июня, в день рождения поэта, в стране отмечается Пушкинский день России. В разное время для этого праздника примеряли иные названия, идейные и пафосные, – ни одно не прижилось. Зачем иное? Пушкинский день – и этим все сказано.
Праздник отмечается по общему согласию, без казенного энтузиазма, и эта необязательность придает вольность и веселость всему, что происходит в этот день, выделенный из календарного ряда легким касанием пушкинской музы. Все складывается так естественно, как будто вне привычного распорядка дня в заповедном месте встречаются выпускники заочного лицея, не все знакомые друг с другом и не всегда дружные между собой, но все знающие и всегда любящие Пушкина.
Для своего рождения поэт выбрал удачный день. В России начинается континентальное лето: земля прогрета солнцем, но не пропечена жаром; Лучшее время года, когда посевная пора уже прошла, а уборочная страда еще не началась, и все труды дневные с лихвой покрывает вечерняя благодать. К началу июня уже осыпались в садах эфемерные цветы вишни и яблони, но в цветниках распустились ирисы и пионы. А на опушке леса расцвел шиповник. По старым поверьям, к кусту шиповника надо приходить для утешения печали и успокоения души.
А еще старорежимные бабушки имели обыкновение в эту чудесную пору прогуливать под сенью рощ непоседливых ребятишек, чтобы по неспешному ходу дня рассказывать им всякие небылицы. Представьте себе, как на одной такой прогулке говорливая няня рассказывала курчавому барчонку о Лукоморье – сказочном крае, полном невиданных чудес. Любопытная ворона, затаившаяся в кроне дуба, подслушивала человечьи речи, сама не зная, зачем. Любознательный дворовый котенок, увязавшийся за людьми, но гулявший сам по себе, наверное, тоже слушал вполуха – и воображал себя ученым котом. А барчонок растекался мыслью по древу жизни и воображал себя поэтом… Из котенка, хоть и был он себе на уме, вряд ли вышло что путное, разве что шапка старому дядьке, состоявшему при барине, а вот барчонок, зачарованный родной речью, войдя в возраст, стал ее лучшим воплощением…
6 июня, согласно решению ООН, отмечается День русского языка – в знак признания вклада России в мировую культуру. По всему миру в этот день проходят мероприятия, отдающие дань уважения великому, могучему, правдивому и свободному русскому языку. Этот праздник признан и узаконен во всех цивилизованных странах. Кроме незалежной Украины; по решению Верховной Рады этот день выделен в календаре как День украинского журналиста. Нехай москалям лихо будет! Пушкин в бывшей Малороссии пока еще не запрещен, но поэма «Полтава», где радетель самостийности гетман Мазепа представлен как есть – подлым предателем, к чтению не рекомендована. Что касаемо прочих виршей, их читать не возбраняется… но лучше не на языке оригинала, а в переводе, ибо, по убеждению щирых патриотов, в перекладе на украинский пушкинские вирши звучат намного лучше, чем на поганой российской мове…
Пушкинский день в Орле имеет свои традиции. Из года в год к камерному памятнику поэту, поставленному в сквере возле филологического факультета Орловского университета, приходят люди, внутренний рост которых проходил под сенью его нерукотворного памятника. Из века в век по камертону пушкинских строк русская душа настраивается на добро, истину и красоту, и все, что дано по судьбе, исполняется прекрасной соразмерности – и жизнь, и слезы, и любовь…