Сектор «Банкрот»?

2021-12-08

Автор: Виталия Румянцева

Судьба общественного транспорта Орла вновь на повестке дня. Вопрос, спасти или ликвидировать МУП «Трамвайно-троллейбусное предприятие», больше двух недель обсуждают чиновники, депутаты и общественники. Что ждет ТТП, выяснял «ОВ».



Последняя надежда

Так назвали свое видеообращение к губернатору Орловской области сотрудники МУП «Трамвайно-троллейбусное предприятие», подчеркнув, что «неоднократно безуспешно обращались во все инстанции», а теперь хотят привлечь внимание и главы региона.
«Бедственное положение ТТП достигло критического уровня. Сейчас разгар рабочего дня, а вся техника стоит в гараже. Причин много. Например, практически 100% износ электротранспорта и автобусов. Несмотря на неоднократные заявления чиновников, что нам выделяются деньги, у нас нет запчастей – нам не на что их купить. Страховки на транспортные средства не продлены. Если трамваи, троллейбусы и автобусы встанут, кто будет возить людей? Частники после семи вечера уезжают домой», – говорит коллектив предприятия.
Ситуацию усугубляют сокращения работников технического отдела, ответственного за состояние транспорта и его выпуск на линию. Сотрудникам месяцами не выплачивается зарплата…
В чем же причины финансового краха МУПа?

Медвежьи услуги

«У нас отобрали выгодные маршруты, передали их частникам, которые в итоге не хотят эти направления качественно обслуживать, люди вечерами стоят на остановках часами», – возмущаются сотрудники ТТП.
Затянули в предбанкротную яму и меры по спасению, по факту оказавшие предприятию медвежью услугу. Речь идет о взятых по решению городских чиновников в лизинг 32 автобусах. Как оказалось, двадцать из них обслуживают маршруты – дублеры трамваев и как итог работают в убыток. А ведь именно эти арендованные «пазики» еще год назад были заявлены как главная мера по выведению общественного транспорта из кризиса.
«Из 270 млн рублей долга муниципального автотранспортного предприятия 111 млн составляет задолженность именно по лизинговым платежам. Собственные же доходы ТТП позволяют только выплачивать заработную плату и частично налоги», – констатировал на одной из сессий горсовета Орла гендиректор ТТП Юрий Чемеров.
Были подсчитаны и потери выручки МУПа (больше 70 тыс. рублей ежедневно) в результате закрытия Красного моста – еще одной медвежьей услуги от властей как жителям Орла, так и автотранспортному предприятию.

Скинуть балласт?

«Нет ТТП – нет проблем», – так, по-видимому, считают в облсовете: «Предприятие – фактически банкрот. Текущее положение дел в МУП, постоянная смена руководителей вызывают искреннее недоумение и возмущение, а попытки понять, что делается для исправления ситуации, так и не увенчались успехом. Может, есть смысл создать новую организацию с аналогичными функциями, но на новых принципах?»
Признать предприятие банкротом требуют и энергетики, перед которыми накопились огромные долги. К слову, ООО «ИНТЕР РАО – Орловский энергосбыт» направило в арбитражный суд области заявление о банкротстве МУП «ТТП», по итогу которого назначена проверка обоснованности требований заявителя к должнику. Однако наблюдатели, чиновники и общественники не исключают, что энергетики могут отозвать требование о банкротстве, если МУП начнет за счет субсидии расплачиваться с ними по долгам.
На фоне происходящего руководитель автотранспортной организации Юрий Чемеров намекнул народным избранникам, что электротранспорт во всем мире дотируется. И заявил о необходимости выхода на федеральные программы поддержки муниципальных трамваев и троллейбусов, как это делают в соседних регионах.
В ответ мэр Орла Юрий Парахин напомнил о влитых впустую бюджетных миллионах. Только в этом году ТТП получило 151 млн рублей субсидий. Кроме того, дополнительно 87 млн рублей на помощь транспортникам на днях утвердил горсовет Орла. Но и этого оказалось мало.
«Для разблокировки счетов необходимо 158 млн рублей. Ежемесячный убыток ТТП составляет 21 млн рублей. Если троллейбусы заменить новыми автобусами, убыток снизится до 14 млн рублей. И автобусные перевозки следует выделить в отдельную структуру, а также усилить контроль за водителями», – заявил городской глава.
Цена вопроса покупки новеньких автобусов, как подсчитал мэр, составит 200 млн рублей.

Новое ярмо?

Дополнительные единицы автотранспорта при незакрытом лизинге за прошлогодние 32 «пазика» как вариант спасения рассматривают и в администрации области. Однако первые лица региона предложили не купить, а забрать технику из столицы.
«По результатам выполнения достигнутой договоренности о передаче из ГУП «Мосгортранс» 20 автобусов большой вместимости и 10 троллейбусов будут заменены транспортные средства, которые сейчас работают на маршрутах, но практически полностью выработали свой ресурс. Это позволит получить экономию за счет уменьшения затрат на ремонт и одновременно организовать выпуск транспорта по тем графикам, которые есть в заключенных контрактах, но сейчас не выполняются», – пояснили «ОВ» в обладминистрации.
Впрочем, по словам сотрудников ТТП, первая партия списанного в Орел московского транспорта до сих пор пылиться в «застенках» предприятия. На линию вышли только три из двенадцати троллейбусов. На это в горсовете отвечают просто: мол, столичная техника оказалась не адаптированной к работе в областном центре.
Так есть ли выход из сложившейся ситуации? Есть, уверены в очередной раз чиновники. Четкий план работы по выводу ТТП из сложившейся ситуации до января 2022 года будет подготовлен руководством предприятия совместно с городской администрацией во взаимодействии с областным департаментом дорожного хозяйства и транспорта, пообещали в региональной администрации.


Справка «ОВ»

К делу о крахе МУП «ТТП» подключили региональное ФСБ. Арбитражный суд предписал силовикам предоставить «информацию о форме допуска к гостайне руководителя должника и степени секретности сведений, которые обращаются на предприятии должника, либо об отсутствии такого допуска или таких сведений».

Вано Крыладзе, смотрящий по области:

Сдать на металл троллейбусы, трамваи,
Подстанции и те же провода…
Мешки в казне порвет деньга такая,
И заживет Орёл, как никогда!

Автобусов накупят до упора,
Заездят все маршруты, как дать пить!
Пусть Красный мост осилится нескоро,
Но без мостов могли ж когда-то жить!

Из ТТП найдутся персоналу
Работы где-то, как-то там и сям…
Салюта город, литстолица – мало,
Вот пешкоград – достойный приз всем нам!