Следует жить

2023-04-20

Автор: Ольга Сударикова, фото из архива Олеси Черкашиной

Олесе Черкашиной, руководителю литературно-драматической части ОГАТ им. И.С. Тургенева, этой весной исполнилось 55. Красивая дата, как и все предыдущие и все последующие. Ведь, согласитесь, несколько десятилетий бороться и искать, переживать, переезжать, расти, растить, учиться, учить, менять работу и сожалеть лишь о том, что в прошлом году среди громадья дел не успела сфотографироваться с цветущей вишней – это красиво!



Круглая отличница

Олеся Васильевна родилась в Киеве в семье художников. Было дело: прыгала в детстве с братом на тюбики с масляной краской – живописала. Но, несмотря на такие пробы пера в экспрессионизме и окончание художки, с этим видом искусства жизнь не связала: многовато художников на один квадратный метр.
Решила попробовать себя в Днепропетровском театральном училище. Все потому что маме не с кем было оставлять Лесю, и она однажды взяла дочь на оперу «Фауст» и фильм «Шербурские зонтики». Черный с красным подбоем плащ злого гения и загадочный мир, где люди не разговаривают, а поют, сделали свое дело. От детских импровизаций в дедушкиных ботинках 47 размера и шляпе а-ля Чарли Чаплин плавно перешла ко вступительным экзаменам. Не прошла по конкурсу… Но встретила в училище одного человека, который стал единственным.
Здесь нужно лирическое отступление. Когда упоминание об Игоре Черкашине озарило наше интервью, и сама Олеся Васильевна озарилась. Трудно стало держать генеральную линию повествования. Речь все время сбивалась на то, какие Игорь Анатольевич пишет стихи, как играет на гитаре, как вдохновенно работает, как ловко управляется с делами по дому… Что сделаешь? Во-первых, влюбленная женщина, во-вторых, достойный мужчина…
В итоге наша героиня окончила Днепропетровское культпросвет училище по специальности «руководитель самодеятельного театрального коллектива».
Из студенческих лет, прошедших интересно и насыщенно, Черкашиной не хватает всеобщей пьянящей веры в светлое будущее, в то, что все двери открыты, жизнь полна счастья. Недостает утерянной самозабвенной искренности друг к другу, взаимопомощи, не знающей слова «конкуренция», страшной веры в счастье, безграничной тяги к творчеству, когда все делалось из всего, все были счастливы всем! В Олесе Васильевне-то это осталось, а вот в других людях сегодня просвечивает редко. Об этом жалеет.
Черкашина удивительным образом находит вокруг плюсы. Но не как в анекдоте про оптимиста и кладбище. Она светло и мудро смотрит на жизнь. Стихи, например, у нее рождаются, когда на душе неспокойно, когда теряется хрупкое житейское равновесие. Бывает всякое.

Каждому воздастся по вере его

В Орел Олесю Васильевну привел все тот же путеводный Игорь. Парня пригласила главный режиссер театра кукол Галина Карбовничая. Он приехал в наш город по распределению, предусматривающему предоставление квартиры, которую и выделили… через полтора года. В театре кукол была вакансия бутафора-декоратора для его молодой спутницы – пока еще не жены.
Черкашин приехал первым. Когда диспозиция стала понятной, выслал телеграмму: «Любимая, жду 27 марта. Купи зубную пасту и три банки кофе». По сути, таковым было предложение руки и сердца самого романтичного и вообще самого-самого мужчины в мире. Документ сохранился. Поженились 8 июля 1988 года. В честь бракосочетания, очевидно, дата впоследствии стала Днем семьи, любви и верности. Кстати, в этом году 35 лет совместной жизни – коралловая свадьба.
В Орле влюбленную Лесю ждала самая красивая комната в общежитии, самая интересная работа, самое яркое солнце, самая зеленая зелень… Хотя работа и вправду была удивительная. Театр кукол тогда располагался в Богоявленском соборе, а трудились там легенды кулис – Михаил Булавко и Ольга Аболмазова.
В семейной саге спустя какое-то время случился первый режиссерско-художественный опыт – спектакль «Анекдоты Ходжи Насреддина», а потом «Лисенок – плут»… Но тут Игорь Анатольевич решил перейти в ТЮЗ, где скоро дорос до режиссера. Поступил в ВТУ им. Б. Щукина. Он хотел, по собственным словам, «стать колонной театра». И стал. Олеся Васильевна хочет дословно: «приносить радость, жить с пользой». И приносит, и живет.
Когда родился сын Аркаша, нужно было искать работу поближе к дому, чтобы вовремя забирать парня из детского сада, проводить с ним больше времени. Организовала и возглавила театральную студию в Орловском центре творчества детей и юношества «Изумруд», что был некогда на Прокуровке. Хотя насчет «проводить больше времени» – это относительно. Аркаше приходилось подолгу сидеть на репетициях, волей-неволей погружаться в загадочный мир театра. Порой даже был забираем из детского сада какой-нибудь Золушкой. Родители говорили воспитанникам театральной студии, что у них «сумасшедший руководитель»: развозит после занятий ребят по домам, кормит…
У изумрудовцев были крупные победы на фестивалях и всегда очень интересные проекты. Некоторые ребята стали артистами. К примеру, Любовь Литвиненко сейчас блистает на сцене театра «Русский стиль» им. М.М. Бахтина и считает, что истоки всего прекрасного, что есть в ее жизни, во многом из театральной студии.
Сама Олеся Васильевна говорит, что на «Золотые маски» своих подопечных никогда не настраивала. Просто хотела «воспитать образованного зрителя».

Дары волхвов

Между театральным делом Олеся Черкашина успела отучиться в ОГИК, родить очаровательную умницу-дочку. Появилась на свет она сравнительно поздно, оттого и получила такое имя – Дарья.
Были в жизни Черкашиной «отдельные» от Орла истории: Стерлитамакский русский драматический театр, худруком которого в свое время был Игорь Анатольевич и Новошахтинский драматический театр, в котором даже успела поработать актрисой, сыграв две роли. В Башкирии началась успешная эпопея завлитства, замечательно продолженная на Орловщине в ОГАТ им. И.С. Тургенева, а также преподавательская деятельность.
Олеся Васильевна ведет отбор пьес, работает с Российским авторским обществом, оформляет заявки на гранты, проводит конкурсы, разного рода творческие мероприятия и просто всячески привлекает людей к театру. С недавних пор выступает как режиссер бэби-театра «Развивайка». А еще в зоне ответственности аннотации, программки, афиши и отчеты, отчеты, отчеты… Олеся Васильевна ничего не может делать без удовольствия, поэтому смело можно делать вывод, что все вышеперечисленное ей удовольствие приносит!
Но все же предназначение жизни – режиссер-педагог. В этом плане особенно выделяется ее режиссерская работа в театре кукол «Сказание об Орле» к 450-летию города, постановка «Жил-был у бабушки…» и спектакль для подростков «Фотоаппараты».
Итак, сведем дебет с кредитом (или что там надо сводить?). Трудовой стаж – 33 года, из них 23 – в театрах. Двое замечательных детей, похожих, как говорят родители-Черкашины, «на наши души». Состояние духа в юбилейный год «Следует жить!»