Тайны инженера фон Дезена

2022-09-28

Автор: Александр Полынкин

15 апреля 1871 года состоялось официальное открытие Ливенской железной дороги, ставшей первой в стране узкоколейкой, то есть с шириной колеи в три с половиной фута (1057 мм вместо 1524 мм при нормальной колее). Ее управляющим был назначен инженер Роберт Петрович фон Дезен – вместе с женой и детьми он в том же году поселился в губернском Орле, с которым отныне будут связаны десять лет его оставшейся жизни. Об этом выдающемся российском специалисте в сфере путей сообщения я и поведу речь.



Из Пруссии – в Россию

Роберт фон Дезен родился в 1834 году в семье выходцев из Пруссии (по другой версии, он из остзейских, то есть прибалтийских немцев), поступивших на российскую службу. Его дед, Вилим Петрович Фондезин (именно так тогда писалась его фамилия), окончив Морской кадетский корпус, прошел путь от гардемарина до адмирала и командующего Черноморским флотом. Он участвовал в Семилетней, Русско-турецкой и Русско-шведской войнах, отличился в Чесменском и Гогландском сражениях.
Сын адмирала, Петр, достойно продолжил традиции отца: 39 лет службы на флоте, отмечен наградами, последняя его должность – полковник флотских штурманов, помощник директора балтийских маяков. Старший сын Петра Фондезина, Карл-Вильгельм, тоже стал морским офицером. А вот Роберт
Петрович, младший внук адмирала, выбрал гражданскую стезю.

Начало карьеры

Он окончил институт инженеров путей сообщения в Санкт-Петербурге и был командирован в распоряжение инженера С.В. Кербедза для составления проектов мостов на Петербургско-Варшавской железной дороге. Поселился Роберт фон Дезен в городе Остров Псковской губернии. В 1855 году руководил работами по сооружению моста через реку Великая и на участке Петербургско-Варшавской железной дороги.
Здесь и свела судьба 23-летнего инженер-поручика с 22-летней Евгенией Поздеевой, дочерью надворного советника, помещика сельца Алексеевка. 10 ноября 1857 года они обвенчались в Михайловской церкви, одной из самых древних в Островском уезде. В 1859 году родился у молодых первый сын – Алексей, а потом и еще трое: Петр, Николай, Евгений.
В начале 60-х годов XIX века начальство направило Роберта Петровича на новый ответственный участок работы – сооружать волнорез в только что созданном Бердянском порту Таврической губернии (на побережье Азовского моря). За несколько лет жизни в Бердянске он не только подтвердил свои блестящие инженерные способности, но и стал (вместе с женой) важной частью местной немногочисленной культурной элиты. В зале коммерческого собрания он читал лекции по истории Бердянска, об азовских портах, железных дорогах, телеграфах; был главной «звездой» местного самодеятельного театра. Но в Бердянске постигла семью Дезен и трагедия: у них умер двухлетний сын Коля. Да и сам Роберт Петрович тогда сильно заболел и с трудом сумел выздороветь.

Начальник дороги

После Бердянска начался орловский период жизни фон Дезена – пик его уже не инженерной, а административной деятельности. Начальником Ливенской железной дороги он оказался строгим, но справедливым. Несколько фактов привели в своей книге «Орловские магистрали» (Орел, 2006) Алексей Кондратенко и Максим Шаненков. К примеру, когда начальник станции Здоровец Вахрушев нарушил порядок финансовой отчетности и пытался оправдаться по этому поводу, Роберт Петрович добился освобождения его с должности и отправки на службу в армию – в Абхазию, в 160-й пехотный полк. А на место уволенного начальника станции был назначен телеграфист.
Да и вообще, виноватыми во всех промахах и недоработках на станциях его железной дороги фон Дезен считал начальников станций и с апреля 1871 года всю ответственность официально возложил на них, чтобы не было возможности искать «стрелочников». В одном из писем на имя начальника станции Ливны Роберт Петрович написал, что если тот не организует уборку мусора в садике на станции, на платформе и у жилых домов железнодорожников, то обязан будет это сделать сам.
Не был фон Дезен сторонником и распития спиртных напитков в буфетах при станциях, и после скандала в одном из них просто ликвидировал его. Зато не возражал против продажи книг.
При Роберте Петровиче Ливенская железная дорога в мае 1872 года приняла участие во Всероссийской политехнической выставке в Москве, представив на нее паровоз, несколько вагонов и платформу. Наградой за участие стал «Почетный адрес первой степени», полученный от комитета выставки.
В общем, все свои силы и энергию, живя в Орле, фон Дезен отдавал главному делу – управлению вверенными ему железными дорогами: помимо Ливенской, в подчинение ему отдали и Орловско-Грязинскую.
В 1872 году фон Дезен указом Правительствующего сената был произведен в статские советники, а в 1876-м приказом министра путей сообщения получил благодарность за хорошее состояние вверенных ему железных дорог и удостоился ордена Анны второй степени.

«Путь к последнему покою…»

Так, выполняя добросовестным образом должностные обязанности, трудился статский советник фон Дезен. Время жизни приближалось к полувековому юбилею. И тут произошло событие, упоминания о котором ни в одном источнике о нем я не встречал. Цитирую выписку из метрических книг Петропавловского кафедрального собора Орла за 1880–1882 годы (ГАОО, ф. 101, оп. 1, ед. хр. 3253, на 202 листах): «15 января 1882 года инженер, статский советник Роберт Петрович фон Дезин из лютеранского вероисповедания присоединен к православию чрез миропомазание – c именем Николай». Как и почему вполне благополучный в судьбе и карьере, добившийся многого, будучи лютеранином, человек вдруг решает поменять веру и имя, объяснить трудно. Возможно, просто очень долго шел к этому решению, а теперь осуществил его.
Но уже спустя десять дней после этого решительного шага случилось трагическое событие – снова цитирую метрические книги Петропавловского кафедрального собора: «25 января 1882 года скончался от апоплексии инженер, статский советник Роберт, в православии Николай Петрович фон Дезин, 48 лет». Отпели его в соборе 28 января, а похоронили на Троицком кладбище Орла соборне, то есть при участии многих священнослужителей.
Казалось бы, земной путь известного человека завершился здесь, в Орле. Однако зимой 1996 года школьники-поисковики из Островской школы-гимназии (Псковская область) на кладбище Михайловской церкви, где венчались фон Дезены, у ее правого придела обнаружили захоронение с надписью на памятнике: «Роберт Петрович фон Дезен (1834–1882)». Как могло такое произойти? Единственное объяснение, что вдова статского советника решилась на перезахоронение покойного в ее родных местах, и оно случилось некоторое время спустя после смерти мужа. Но почему тогда Евгения Алексеевна не сделала этого сразу?
Сама же Евгения Алексеевна фон Дезен умерла в Санкт-Петербурге 22 декабря 1916 года в возрасте 80 лет и завещала похоронить себя «… на Михайловском погосте, рядом с мужем моим, Робертом Петровичем фон Дезеном (Николаем она его не назвала. – Прим. А.П.)». И завещание было исполнено…
А заброшенное и поврежденное надгробие инженера фон Дезена на Михайловском погосте в Псковской области усилиями руководства железной дороги Санкт-Петербург-Витебского региона в 2014 году было восстановлено. Как оно теперь выглядит, можно увидеть на фото…
Но тайны инженера фон Дезена пока остаются…