В бизнес – с помощью нотариуса

2021-11-04

Автор: Елена Деева

Жизнь не стоит на месте. Внедрение информационных технологий коснулось практически всех сфер жизни россиян, в том числе и корпоративной. Теперь открыть свое дело гражданин может только с помощью нотариуса. О новациях и изменениях в темах регистрации гражданами бизнеса рассказала президент Орловской областной нотариальной палаты, заслуженный юрист РФ и наш постоянный консультант Эльвира Псарева.



– Эльвира Семеновна, что изменилось в вопросах регистрации бизнеса?
– Изменения произошли существенные – бизнес теперь можно зарегистрировать только с помощью нотариуса, что указано в Федеральном законе от 26 мая 2021 г. №143-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и ст. 80 Основ законодательства РФ «О нотариате». Больше нельзя направить в органы регистрации документы на регистрацию юридического лица на бумажном носителе самостоятельно или представить их с использованием поверенного лица. Этим законом также отменено требование о нотариальном удостоверении доверенности на подачу документов о госрегистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя.
Закон определил, что при направлении документов на государственную регистрацию юридического лица подпись заявителя (заявителей при множественности лиц, например, при регистрации общества с ограниченной ответственностью) на заявлении о госрегистрации должна быть нотариально удостоверена.
Закон также определил, что в случае свидетельствования подлинности подписи заявителя (заявителей) на заявлении о госрегистрации юридического лица (форма №Р11001) нотариус, совершивший это нотариальное действие, заявление и необходимые документы должен представить в регистрирующий орган в электронном виде в день нотариального засвидетельствования подлинности подписи на данном заявлении. Если учредителей организации несколько, то документы представляет в регистрирующий орган нотариус, который засвидетельствовал подпись последнего заявителя. Это производится в рамках одного нотариального действия, то есть нотариус не может отказаться от направления документов в ФНС, а начинающий бизнесмен (учредители) не могут самостоятельно направить документы в ФНС.
– Для нотариуса это представляет сложность? Это трудно технически?
– Процедура в техническом плане обычна, так как нотариат давно использует информационные технологии: все необходимые документы переводятся в электронный вид, подписываются УКЭП нотариуса и направляются в ФНС в рамках взаимодействия со СМЭВ (государственной системой межведомственного электронного взаимодействия), в которую допущен из всех некоммерческих организаций только нотариат.
– Что изменит для граждан и нотариусов внедрение информационных технологий?
– Для граждан это возможность сберечь время, так как действует принцип «одного окна» – пришел к нотариусу, и за тебя все сделают. А для нотариусов увеличится и временная, и финансовая нагрузка, так как сканирование и передача документов требует внимания и времени, а процесс направления документов происходит в рамках одного нотариального действия – свидетельствование подлинности подписи на заявлении о государственной регистрации и направление переведенного в электронный формат пакета документов, то есть бесплатно для заявителя, без оплаты всей правовой и технической объемной работы, которую проводят или сам нотариус, или его сотрудники.
Но нотариус служит интересам государства и общества, и постоянное расширение полномочий говорит о доверии к нему. Поэтому нотариат сильно продвигается в использовании информационных технологий, даже лучше европейских стран, и всегда готов оказать необходимую помощь обращающимся людям.