2018-й – лучший за десятилетие

2019-04-15

Автор: Виталия Румянцева

Специалисты института экономической политики имени Е.Т. Гайдара проанализировали социально-экономическое развитие российских регионов за 2018 год. Эксперты пришли к выводу, что прошлогодние результаты стали лучшими за десятилетие. Так, бюджетные доходы выросли во всех 85 регионах, причем в 83-х они опережали инфляцию. Это во многом предопределило в целом бездефицитный итог и даже обеспечило профицит для большинства областей. Число субъектов РФ, завершивших год с плюсом консолидированного бюджета, оказалось рекордным за период с начала 2000-х. Но обо всем по порядку.



Долгожданный рост
По оценкам «гайдаровцев», номинальный и реальный темпы роста доходов региональных и местных бюджетов достигли лучших значений с 2012 года. Одновременное сдерживание увеличения расходов обеспечило профицит консолидированной казны в размере 0,5 процента ВВП. Рекордным, как отмечено выше, является и число субъектов РФ, закончивших год с профицитом, – таковых 70.
Доходы консолидированных бюджетов субъектов РФ выросли на 15,2 процента. Лишь в Республике Марий Эл и Республике Мордовия темпы роста доходов оказались ниже уровня инфляции. Главную роль в увеличении доходной базы сыграли поступления по налогу на прибыль, НДФЛ и федеральные трансферты (+22 процента к уровню 2017-го). Рост последних оказался самым высоким за последнее десятилетие. Максимальную добавку регионы получили в IV квартале.
Как отмечают эксперты, структура помощи субъектам Федерации сдвинулась в сторону «ручного управления»: без учета дотаций на выравнивание объем прочих (дотаций на сбалансированность и др.) вырос в 2,7 раза, иных межбюджетных трансфертов – в 1,7 раза. Значительный рост помощи регионам в последнем квартале прошлого года связывают с выборами губернаторов в сентябре в ряде областей, в том числе и на Орловщине.
К сведению, бюджет нашего региона впервые за последние восемь лет исполнен с профицитом в 326,1 млн рублей. Как отметил 29 марта во время отчета перед областными депутатами губернатор Андрей Клычков, доходы казны, по предварительным итогам 2018-го, превысили 33 млрд рублей. Это на 5 млрд рублей, или на 17,8 процента, больше, чем в позапрошлом периоде. Из них налоговые доходы увеличились на 2,2 млрд рублей, превысив показатель в 18,3 млрд. Безвозмездные поступления составили более 14 млрд рублей (+27,6 процента).
– Существенный рост налоговых доходов областного бюджета свидетельствует о стабилизации экономики области, – подчеркнул Андрей Клычков.
Что касается дотаций, то наш регион был профинансирован примерно на 13 млрд рублей. В 2019 году в бюджет Орловской области прогнозируются поступления федеральных средств на 992 млн рублей больше.
Благодаря федеральным трансфертам и собственным доходам только 15 регионов закончили год с дефицитом бюджета. В 2017 году их было 47. Самый большой дефицит в Мордовии, Хабаровском крае, Сахалинской, Московской областях и Еврейской АО (5 процентов).
Предоставление трансфертов в значительной степени нивелировало дифференциацию между высокообеспеченными и среднеобеспеченными субъектами РФ. Однако сохранение тенденции роста дифференциации в доходах в долгосрочной перспективе приведет к обострению регионального неравенства и необходимости дальнейшей централизации финансовых ресурсов для их последующего перераспределения между регионами, убеждены эксперты. Это негативно отразится на финансовой самостоятельности субъектов и стимулах к экономическому развитию территорий, говорится в исследовании.

По доходам и расходы
Однако вернемся к обсуждению прошлогодних итогов социально-
экономического развития регионов. Расходы бюджетов росли медленнее, чем доходы, за исключением затрат на здравоохранение. В этой сфере требовались более значительные средства на повышение заработной платы врачей для выполнения майских указов.
Можно выделить две основные причины отставания темпов роста бюджетных расходов от доходов. Это, во-первых, упомянутый ранее финансовый скачок за счет федеральных дотаций – регионы не успели потратить дополнительные средства, поступившие уже в конце года. Вторая причина, отмечают гайдаровцы, кроется в ограничительных мерах, предпринимаемых Минфином России по стимулированию региональных властей к проведению жесткой бюджетной политики.
В итоге регионы экономили на несоциальных расходах: без учета бюджета Москвы затраты на ЖКХ в 2018-м выросли только на 4 процента, на национальную экономику – менее чем на 7 процентов, при этом основной прирост обеспечили расходы на дорожное хозяйство (дорожные фонды), поскольку в конце года Минфин добавил регионам средства на эти цели.
Что касается затрат Орловской области, то исполнение расходов областного бюджета за прошлый год составило 32,9 млрд рублей с приростом к уровню 2017-го на 2,4 млрд рублей, или 8,1 процента.
По информации Елены Сапожниковой, руководителя департамента финансов Орловской области, в первоочередном порядке финансировались зарплата бюджетной сферы – 5,9 млрд рублей (+705,6 млн рублей, или 13,6 процента), публичные нормативные обязательства и социальные выплаты – 5,1 млрд рублей, страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения – 3,1 млрд рублей. А также межбюджетные трансферты муниципальным районам и городским округам (без дорожного фонда Орловской области и капитальных расходов) – 8,019 млрд рублей.
По предварительным данным, затраты областного бюджета на социально-культурную сферу составили 21,2 млрд рублей, что на 1,1 млрд рублей, или на 5,8 процента, больше, чем в 2017-м.
Из расходов на отрасли, не относящиеся к этой сфере, значительный объем составили вложения в национальную экономику – 7,2 млрд рублей. Основными направлениями в данном разделе являются поддержка сельского хозяйства – 2,057 млрд рублей, а также расходы, осуществляемые из дорожного фонда Орловской области, – 4,6 млрд рублей.
– Работа по оздоровлению государственных финансов проделана большая и, что самое главное, с положительным результатом. Один из главных итогов – государственный долг региона сократился на 206,5 млн рублей. Это значит, уменьшилась нагрузка на бюджет, и в перспективе появляется больше возможностей для поддержки отраслей социальной сферы и региональной экономики, – подчеркнул Андрей Клычков.

Не думай о госдолге свысока
Кстати, снижение суммарного госдолга субъектов Федерации на 4 процента эксперты называют знаковым событием. Снизили долговую нагрузку 57 областей. На 1 января этого года осталось только два региона, отношение задолженности к доходам бюджета которых превышало 100 процентов. Это Костромская область (115,2 процента) и Республика Мордовия (236,9 процента). Для сравнения: к концу 2017-го их было семь. Среди областей с низкой долговой нагрузкой лидируют Севастополь, Сахалинская область и Москва. Первые два субъекта РФ и вовсе не имеют ссуд и займов. А Москва с госдолгом в 30 млрд рублей имеет нагрузку на бюджет лишь в соотношении 1,3 процента.
Что касается суммарной структуры государственного долга, за год она изменилась несущественно: по-прежнему преобладают бюджетные кредиты (42,6 процента). Доля государственных ценных бумаг за год выросла, достигнув отметки в 25 процентов. Займы кредитных организаций составили 28,8 процента.
Если говорить отдельно об Орловщине, то, повторюсь, нам удалось достичь сокращения госдолга. За счет привлечения бюджетных кредитов и замещения имеющихся коммерческих ссудами с более низкими процентными ставками сэкономлено на расходах по обслуживанию госдолга почти 500 млн рублей. Высвободившиеся денежные средства направлены на финансирование социально значимых расходов областного бюджета.
Несмотря на это, мы, по данным РИА Рейтинг, остаемся в тройке лидеров по степени нагрузки на бюджет среди регионов РФ. На 1 апреля 2019 года область задолжала 17,9 млрд рублей. 7,4 млрд (40,3 процента) приходится на коммерческие кредиты. Доля бюджетных займов составляет 32,1 процента (5,5 млрд рублей). Еще 27,6 процента (5 млрд рублей) – это государственные облигации.
Отношение госдолга региона к налоговым и неналоговым доходам бюджета в 2018 году составило 94,4 процента. Для сравнения: в 2017-м этот показатель был равен 106,5 процента.
Можно ли ожидать аналогичных результатов по итогам 2019 года? Скорее всего, нет, и причины стоит искать в характере основных источников роста доходной базы, считают гайдаровцы.


Справка «ОВ»

Экспертные прогнозы на текущий год менее оптимистичны. Сохранение в 2019-м аналогичных темпов роста бюджетных доходов представляется маловероятным. И поступления по налогу на прибыль, и платежи по НДФЛ вряд ли будут расти в прежнем ритме. Первые – из-за более низких цен на нефть, вторые – из-за более скромной динамики зарплат в бюджетной сфере. В итоге темпы роста бюджетных доходов замедлятся.