Глазами Анри Матисса

2019-01-18

Автор: Ольга Шевлякова

Яркость цветов, простота техники, экспрессия – пожалуй, определяющие свойства картин французского художника Анри Матисса. Провокатор, работы которого отличались «диким» характером, он сначала не был понят и принят публикой, а затем удостоился сомнительной славы «салонного» живописца. Матисс долго искал свой уникальный стиль, спорил и конкурировал с Пикассо, наконец, когда не в состоянии был держать в руках кисть, взялся за ножницы и разработал новую технику, одну из разновидностей декупажа… Сегодня познакомиться с работами этого неординарного художника могут и орловские ценители. В музее изобразительных искусств открыта выставка графических произведений Анри Матисса «Взгляд».



Собрание редкостей
Этот необычный выставочный проект – уже не первый в Орловском музее изо – стал отличным подарком жителям и гостям города к новогодним праздникам. Экспозицию представляет компания «Артгит» – постоянный партнер нашего музея, в свое время радовавший здешних зрителей шедеврами Гюстава Доре, Сальвадора Дали, Пабло Пикассо. 120 литографий, отражающих основные направления творчества Матисса, демонстрируют его неиссякаемую энергию и как художника, и как философа. Все они сопровождены текстами из его статей, книг, писем и размышлений.
Взгляд художника на действительность своеобразен. За каждым образом – поиск: собственного творческого метода, своего места в искусстве. В двух залах музея вы не увидите известных живописных работ Анри Матисса, вроде «Музыки», «Танца», «Красных рыбок»… На выставке представлены образцы графики и аппликаций. Но неповторимый, завораживающий буйством красок и экспрессией стиль мастера узнается безошибочно.
– Показываем не самые раскрученные работы художника – и в этом есть умысел. Мы намеренно хотели в первую очередь продемонстрировать то, как Матисс видит окружающий мир, и вместе с тем показать, что взгляд его постоянно обращен внутрь себя – отсюда и название выставки. Мы хотели проследить это его видение в разные этапы творческой жизни художника – а она была очень насыщенной, – рассказывает Сергей Строганов, PR-директор компании «Артгит», куратор выставки.

Два гения
Это действительно так. Матисса отвергали современники, открыто называя его искусство «диким». Впрочем, этот красноречивый эпитет впоследствии даст название целому направлению в живописи, родоначальником и ярчайшим представителем которого стал Анри Матисс, – фовизму (от французского fauve – «дикий»). Художнику пришлось столкнуться и с противодействием отца, так и не сумевшего смириться с тем, что его сын решил связать свою жизнь с искусством. Многие годы Матисс жил в нужде. Ему было около сорока, когда он, наконец, смог самостоятельно обеспечивать семью. Известно и о непростых отношениях мастера с другим гением XX века – Пабло Пикассо. «Мы с Пабло разные, как Северный и Южный полюс», – утверждал Анри Матисс.
Первой картиной, которую он подарил Пикассо в 1907 году, был портрет дочери Анри Маргариты. Так вот, известно, что Пикассо повесил работу у себя в студии и предложил друзьям использовать ее как мишень для игры в дротики. По воспоминаниям композитора Игоря Стравинского, Пабло Пикассо любил повторять: «Что такое Матисс? Балкон, а на нем яркий цветочный горшок». Вместе с тем историки искусства подчеркивают: отношение испанского гения к французскому бунтарю отнюдь не было несерьезным. Напротив, Пикассо был одновременно разочарован и вдохновлен революционным стилем Матисса и тем, как тот решительно отказывался от классических норм в живописи. Пикассо видел в нем соперника, несмотря на явные различия в стиле и художественном вкусе.

Взрыв цвета
Наиболее важным в живописи Матисс считал цвет. Постоянно экспериментируя, он заставил палитру излучать свечение и ритмическую танцевальную пульсацию на своих полотнах. Посредством интенсивного цвета художник стремился к непосредственной передаче ощущений. Для достижения этой же цели он предельно упрощал рисунок, намеренно нарушал принципы линейной перспективы. Стремясь к максимальному выражению целого, Матисс отсекал все несущественные детали, считая вредным и ненужным все, что не влияло напрямую на эмоционально-энергетический импульс.
«Многие его композиции, вошедшие в состав выставки, кажутся обманчиво простыми, но за каждой из них стоит титанический творческий труд, создающий поразительное напряжение этой «кричащей» простоты», – рассказывается на сайте музея в анонсе выставки.
Особое место в творчестве Матисса на протяжении всей жизни занимал жанр портрета. Человеческое лицо интересовало художника много больше, чем натюрморты или пейзажи. Множество вариаций на эту тему, написанных в разные периоды, представлено в экспозиции. Работы ярко иллюстрируют попытки Матисса найти новые способы отображения реального мира и человека.
Настоящая жемчужина выставки – полный цикл работ из альбома «Джаз». Эта единственная книга, написанная художником, уникальна еще и тем, что стала настоящей вершиной его экспериментов в доведенной до совершенства технике декупаж. Созданием аппликаций с помощью ножниц и цветной бумаги Анри Матисс увлекся в последние годы жизни. Искусствоведы и простые зрители находят в его поздних произведениях «потрясающий эффект симфонического цветового звучания, ритмической музыкальности линий и абсолютной композиционной гармонии».

Слово художника
– Каждую представленную работу мы оснастили высказыванием Анри Матисса. Что думал художник о цвете, о форме, о живописи, о жизни, о любви, о страсти, – обо всем этом можно узнать от него самого. Так что, я думаю, выставка получилась не только зрительно красивой, но и информационно насыщенной, она поможет более глубоко раскрыть натуру самого Матисса, – делится куратор Сергей Строганов.
«Всю свою жизнь этот художник находился в безостановочном поиске. В стремлении к максимально эффектной и одновременно гармоничной выразительности он менял свои художественные инструменты и менялся сам. Матисс унаследовал и обобщил в своем творчестве духовное богатство и лучшие черты культуры прошлого и своего времени. Замечательный живописец, рисовальщик и гравер, иллюстратор и мастер оформления книги, монументалист-декоратор, театральный художник, скульптор, керамист, мастер гобелена и витража, создатель нового вида декоративного искусства – вырезок из бумаги, окрашенной гуашью, – таким был широчайший творческий диапазон Матисса», – рассказывают сотрудники музея. И сегодняшняя выставка – шанс каждому из нас самому увидеть и понять одну из его удивительных творческих граней.


Справка «ОВ»

Выставка работает до 17 февраля 2019 года. Часы работы с 10.00 до 17.00, в четверг – с 10.00 до 21.00. Выходной – понедельник. Адрес: г. Орел, ул. Октябрьская, д. 29. Тел. 76-05-86, 76-27-41.

Светлана Четверикова,
директор Орловского музея изобразительных искусств

Выставки, которые мы привозим, связанные с именами великих художников с мировым именем, всегда привлекают к себе внимание. Наша задача, как областного художественного музея, – отслеживать самые известные процессы, которые были характерны для изобразительного искусства, и представлять их зрителям во всем многообразии. Именно поэтому мы показываем и реализм, и авангард, и модернизм, и все те направления, которые могут быть интересны или были интересны когда-то в истории. Думаю, выставка работ Анри Матисса в очередной раз вас порадует и удивит, потому что имя этого художника связано в первую очередь с теми работами, которые хранятся в наших ведущих музеях – они у всех на слуху. Мы же стараемся вам показывать не совсем известные грани его творчества и те работы, которые не так хорошо знакомы широкому зрителю, раскрывают художника с другой стороны, представляют в иной ипостаси.