«Мне бы в небо»

2024-08-15

Автор: Наталья Синицына, фото из личного архива героини публикации

Уже шесть лет орловчанка Маргарита Алферова работает бортпроводницей и не понаслышке знает, каково это – быть покорителем неба. Для непосвященных эта профессия окутана мифами: красиво и романтично, опасно и престижно. Постараемся развеять их в беседе с нашей землячкой. О том, какие этапы нужно пройти, чтобы попасть в профессию, какими знаниями и внешностью должны обладать стюардессы, о профессиональных болезнях и других особенностях работы в авиации, Маргарита рассказала «ОВ».



Высокие требования

– Маргарита, расскажите, почему вы выбрали такую необычную профессию.
– Я родилась в авиационной семье. Мама работала бортпроводником, дядя – командир судна в крупной компании Саудовской Аравии, двоюродный брат – пилот в Канаде. Старшие родственники тоже связаны с небом: бабушка была парашютисткой, а дедушка планеристом.
Всегда чувствовала: быть в небе – это мое. Окончив ОГУ, поднакопила денег и поехала в Москву – становиться бортпроводницей.
– И много было желающих? Какой конкурс был на рабочее место?
– В 2017 году, когда я поступала, из 35 кандидатов на работу взяли только десять.
– Жесткий кастинг. Какие этапы пришлось преодолеть претендентам?
– После успешного собеседования нужно пройти врачебно-летную комиссию. Там проверяют от и до: очень много врачей, исследований, анализов. По результатам этой медицинской проверки принимается решение, подходит ли человек для работы.
– Чему учат при подготовке бортпроводников?
– Кандидаты на должность должны пройти профессиональные курсы, которые длятся несколько месяцев. Изучают сервис, аварийно-спасательную подготовку, специальный авиационный и английский язык и многое другое. В процессе обучения будущие бортпроводники сталкиваются с разными нестандартными ситуациями – учатся взаимодействовать с командой, с деструктивными пассажирами. Также они должны уметь тушить пожары, проводить эвакуацию, скатываться с трапов и даже проводить сердечно-легочную реанимацию и принимать роды.
– В бортпроводники берут, помимо требований к знанию английского и прочего, как минимум симпатичных девушек и парней. Как должна выглядеть стюардесса? Расскажите о критериях внешности: макияж, прическа, маникюр, украшения…
– Конечно, главным критерием считается приятная внешность, также отсутствие татуировок и пирсинга на видимых частях тела, натуральные оттенки волос, чистая кожа. Еще при отборе у кандидатов учитывается размер одежды и рост.
А если говорить об образцовом внешнем виде девушки-бортпроводника, то макияж должен быть в нюдовых оттенках, прическа – гладкий низкий пучок, маникюр в нейтральных бежево-розовых тонах. Из украшений допускается обручальное кольцо, серьги-гвоздики и цепочка без кулонов.

Ломая стереотипы

– С какими стереотипами о своей профессии пришлось столкнуться?
– Многие думают, например, что бортпроводники существуют для обслуживания пассажиров и создания комфортной обстановки. Прежде всего люди этой профессии нужны для обеспечения безопасности на борту. Нас обучают оказанию первой медицинской помощи, проведению эвакуации и многому другому, поэтому мы настоящие спасатели в небе.
Еще один банальный стереотип – девушки приходят в эту профессию, чтобы выйти замуж за пилота. Такое, конечно, случается, но все-таки это миф.
А самое большое заблуждение, которое бытует среди людей, – якобы бортпроводники, прилетая в другой город или страну, остаются там на отдых. К сожалению, это неправда. У нас есть лишь несколько направлений в России и за границей, где мы имеем возможность побыть в командировке нескольких суток.
– Какие мифы про стюардесс встречаются в кино и сериалах?
– Пожалуй, главный – о том, что работа бортпроводника – сплошная романтика и отдых в лучших отелях мира. Многие телесериалы и фильмы это транслируют.
Часто на экранах в роли бортпроводниц можно увидеть исключительно молоденьких девушек модельной внешности. В действительности это не так. Я работаю с возрастными коллегами, правда, все они молоды душой.

Нюансы профессии

– Продолжительное нахождение в воздухе дает какие-то осложнения, проблемы со здоровьем? Есть хронические заболевания стюардесс?
– Безусловно, работа в небе не проходит бесследно для здоровья. Профессиональные болезни, конечно, у нас есть. В основном страдают сосуды. Также у бортпроводников часты хроническая усталость и бессонница.
– Как долго женщина может работать стюардессой?
– В целом все зависит от состояния здоровья. Бортпроводники ежегодно проходят медицинскую комиссию, поэтому есть возможность отслеживать проблемы и вовремя с ними бороться. Я летала с бортпроводниками 60+, и они даже и не думают об увольнении.
– Какие карьерные перспективы в этой профессии?
– Если рядовой бортпроводник работает продолжительное время без замечаний и сумеет зарекомендовать себя с положительной стороны, то его могут назначить старшим бортпроводником, а впоследствии и инструктором.
– Уровень заработной платы стюардесс выше среднего?
– Оплата труда довольно хорошая. Плюс есть возможность получать премию, если работать без замечаний, с хорошей оценкой по английскому языку.
– Что больше всего любите в своей работе?
– Прежде всего это возможность путешествовать. А то, что тебе за это еще и платят, становится большим преимуществом в работе. Следующий плюс – корпоративные авиабилеты с хорошими скидками для сотрудников и членов их семей. Ну и, конечно, не могу не отметить коллектив. В нашей компании работают потрясающие люди, с которыми чувствуешь себя на одной волне, как со старыми друзьями.
– Какой перелет запомнился больше всего?
– В августе 2019 года наш самолет сломался в Лондоне, и у нас была возможность целый день гулять по этому городу. Я считаю, что вытянула тогда счастливый билетик!


Справка «ОВ»

«В авиации нет фиксированных экипажей. Каждый полет встречаешь новых людей – разного возраста, пола, со своими особенностями характера. И всякий раз ищешь точки соприкосновения и взаимодействия с ними. Это, несомненно, полезный навык для жизни».