Прогнозам и ценам вопреки

2024-08-16

Автор: Александр Воробьев, фото автора

Чтобы охладить перегретую российскую экономику, Центробанк РФ в этом году дважды поднял ключевую ставку – до 16% в феврале и до 18% в июле. Но, вопреки ожиданиям банкиров, эти меры вовсе не охладили желание россиян стать владельцами, например, машин. Напротив, рынок автокредитования показал значительный рост. Ситуацию анализировал «ОВ».



Пошло не по плану

Прошлый год хорошими новостями автовладельцев не баловал. В России не только увеличился размер утилизационного сбора, но и сама стоимость железного коня. По оценкам экспертов, такого масштабного подорожания, как в 2023-м, не было давно. Однако в 2024-м продажи пошли в рост. Сказался, во-первых, эффект отложенного спроса, когда россияне копили деньги, надеясь на снижение цен, однако стоимость только повышалась. Во-вторых, простимулировали спрос на машины потребительские ожидания новых ценовых витков, очередного повышения ставки по кредитам, а также предвкушение дефицита авто. А потому некоторые наши соотечественники предпочли вложить свободные средства в покупку машины, либо же (а таких большинство) взять ее в кредит, если накоплений хватало только на первоначальный взнос.
Дабы не быть голословным, приведу данные агентства «Автостат»: с начала года в стране продали почти 1 млн единиц автомобильной техники, что на 59% больше, чем за семь месяцев 2023-го. 86% всех продаж, или 855,6 тыс. машин, пришлись на легковой сегмент.
Что касается цены вопроса, то в среднем стоимость нового автомобиля подросла на 14%, достигнув отметки в 3,16 млн рублей, а подержанного составила 1,17 млн (+19%). К слову, сегодня эксперты отмечают продолжающийся рост стоимости в обоих сегментах авторынка.

Хватали что есть

В общем, растущая ключевая ставка не охладила россиян, желающих стать владельцами новых и подержанных машин. Наоборот, спрос на автокредитование вырос с начала года на 53%. В том числе в июле, когда ЦБ поднял процентную ставку. Так, по сравнению с показателями июня он увеличился на 18% на покупку в кредит новых авто и на 15% – железного секонд-хенда. Сложившуюся ситуацию исполнительный директор агентства «Автостат» Сергей Удалов объяснил тогдашним ожиданием роста ключевой ставки ЦБ РФ. К слову, решение Банка России о ее повышении, принятое 26 июля, еще активнее подтолкнуло покупателей брать кредиты и в августе: а вдруг станет еще дороже?! Подстегнул спрос на займы и растущий утильсбор…
Какие же марки и модели пользуются особым спросом у россиян? В большинстве своем они те же, что были и в прошлом году.
Как сообщают эксперты «Автостата», лидером на российском рынке по-прежнему остается отечественная марка Lada. Среди иностранных брендов лучшим в очередной раз становится Haval. На третьей строчке располагается Chery, за которым следуют еще три «китайца» – Geely, Changan и Omoda. Седьмое место занимает белорусский Belgee. В топ-10 также попали китайские Jetour, Exeed и Jaecoo.
В модельном рейтинге традиционно первенствуют автомобили семейства Lada Granta и Lada Vesta. Лучшей иномаркой в стране остается китайский кроссовер Haval Jolion.

Жизнь не по доходам

Орловщина, по данным РИА Рейтинг, занимает 72-е из 85 возможных мест по доступности покупки машины. То есть, по оценкам аналитиков, всего 8,9% семей нашего региона могут позволить себе купить в кредит и содержать недорогой (до 1 млн рублей) автомобиль. Несмотря на печальную статистику, от дефицита железных коней жители нашей области не страдают. Фактически каждый третий орловец владеет авто, которое, судя по всему, ему не по карману. Как итог, Орловщина бьет собственные рекорды и среднероссийские показатели по количеству машин на душу населения.
По информации Орелстата, на тысячу жителей приходится 350 легковушек (это больше среднероссийского показателя автомобилизации – 326,9 авто на тысячу россиян). Причем, судя по данным «Автостата», машинами с вторичного рынка орловцы чаще всего брезгуют, предпочитая покупать новые. Так, по количеству автомобилей с пробегом наша область не входит даже в топ-30. А вот соседи по ЦФО – Воронежская область – в списке занимают двадцатую строчку – здесь железным секонд-хендом не пренебрегают.
Когда «понты» дороже денег, неудивительно, что ряд орловских автовладельцев, покупая в кредит то, что им не по карману, задыхаются под гнетом займов. Так, согласно статистике, жители Орловщины сегодня отдают в среднем 72% годовой зарплаты на погашение ссуд и займов. А когда закредитованность на фоне ажиотажного спроса на автокредитование растет, увеличивается и количество «плохих» долгов. Итогом недолгой жизни на широкую ногу становятся новые займы.
В попытке расплатиться с банками наши земляки все чаще обращаются в автоломбарды – чтобы получить деньги на новый платеж под залог машины. Кстати, самым популярным залогом в первом полугодии 2024-го, сообщает портал «За рулем» со ссылкой на сервис CarMoney, стала Lada. Доля китайских машин, передаваемых в залог по автозаймам, за последний год увеличилась на треть.
Может, орловцам стоит последовать примеру жителей Воронежской области и начать покупать подержанные автомобили? Конечно, не шикарно, зато по средствам.


Справка «ОВ»

Вопреки тому, что всего 8,9% семей нашего региона могут позволить себе купить в кредит и содержать недорогой (до миллиона рублей) автомобиль, фактически каждый третий орловец владеет авто, которое, судя по всему, ему не по карману. Итогом недолгой жизни на широкую ногу становятся новые займы. В попытке расплатиться с банками наши земляки все чаще обращаются в автоломбарды, чтобы получить денег на новый платеж под залог машины.

 

 

Каждый третий россиянин хотел бы купить «автодом», в том числе для путешествий по России, при условии, что цена жилища на колесах не превышала бы 2 млн рублей.