Орловские зарисовки: август 1910-го

2024-08-17

Автор: Лариса Кондакова, фото из фондов Госархива

«Вестник» продолжает публиковать очерки из жизни Орловской губернии более чем вековой давности. О том, какие события происходили в те времена, что волновало жителей региона и чем запомнилась ушедшая эпоха, читайте в серии материалов нашего внештатного автора – сотрудника Госархива Орловской области.



Холерная эпидемия

Подходила к концу первая декада августа 1910 года. На Орловщине свирепствовала холера. За один день, 7 августа, в губернии количество заболевших составило 24 человека, умерло – 12, из них двое – жители Орла. Статистика последующих дней показала прирост инфицированных.
Первые заболевшие холерой были выявлены еще в мае в деревне Пономаревой Ливенского уезда. Разносчиками болезни стали прибывшие из южных губерний шахтеры, мастеровые и отчасти богомольцы. Эпидемия не застала власти врасплох. Подготовительные меры на случай ее появления в пределах региона были приняты заблаговременно – еще в 1907 году на особом совещании, созванном орловским губернатором С.С. Андреевским (на фото).

…На Борисоглебской улице во дворе Орловского губернского земства с раннего утра готовились к отправке в уезды новые эпидемические отряды. У большой цветущей клумбы в тени деревьев оживленно разговаривали два студента-медика. Рядом с ними стояли чемоданы с медикаментами, а чуть поодаль на траве лежали холщовые мешки с вещами. Юноши ждали повозку, которая доставит одного в Ливенский уезд, другого – в Малоархангельский. Здесь же готовились к отъезду запряженные дрожки для врачей. В Болхов командировали принятую на содержание губернского земства женщину-врача Штаерман с фельдшером. В Елецкий уезд уезжал врач С.П. Люкас, приглашенный для заведования холерным бараком при земской больнице. Всего в уезды Орловской губернии в период холерной эпидемии было направлено 8 врачей, 27 студентов, 98 фельдшеров и фельдшериц, 25 сестер милосердия и 134 дезинфектора.
Накануне Орловская губернская санитарная комиссия в связи с холерной эпидемией отменила Успенскую ярмарку, которая обычно проходила в селе Смирновке Малоархангельского уезда с 8 по 15 августа, и закрыла базары в селах Островском и Преображенском Ливенского уезда.

Меры приняты

Тем временем в Орле для предотвращения распространения холеры установили дежурство врачей в доме медицинского общества на 2-й Курской. Благодаря настойчивости губернатора и его ходатайству перед министерством путей сообщения на станциях в Орле, Брянске и Ельце приспособили санитарные вагоны. В губернской больнице для холерных больных отвели барак, взяли под контроль источники питьевой воды, приспособили две пролетки для перевозки заразившихся. Для бедных жителей власти организовали бесплатный развоз воды из городского водопровода.
Ответственные горожане собственными силами принимали меры против заразы. Так, владелец магазина на Болховской улице А.Н. Дугин напротив своего дома установил большой бак с кипяченой водой для проходящих. К баку он предусмотрительно прикрепил кружку на цепочке.
Благодаря слаженной работе администрации и медицинских служб эпидемия в губернии «не получила сильного развития». Если 11 августа заболело 22 человека, умерло 10, то 16 августа цифры были уже такие: заболевших 15 человек, умерших трое. В Орле инфицированных холерой в последние дни месяца не наблюдалось.
Между тем эпидемия охватила многие губернии и вышла за пределы Российской империи. Вспышку холеры зафиксировали в Италии, куда она была занесена «группой русских из Одессы, приехавших для поклонения мощам святого Николая».

Жизнь продолжается

Несмотря на эпидемию, жизнь в Орле шла своим чередом. Недавно возникшее общество официантов под председательством Я.А. Борщинского провело собрание в помещении общественного собрания на Болховской улице. Членам общества (а их насчитывалось почти 60 человек) было сообщено, что два доктора – Н.М. Фурсов и В.П. Толстов – согласились оказывать им бесплатную медицинскую помощь. В свою очередь члены общества выразили готовность предоставлять свои услуги нуждающимся учреждениям и частным лицам. Собрание постановило взимать в кассу общества с его членов, состоящих на службе, по 25 копеек.
Не первый год в Орле действовало фотографическое общество, занимавшее помещение в доме-башне Похвалинского. В прошедшем году общество выпустило в продажу открытки с видами губернской столицы в 50 сериях. Увлеченные фотографы вынашивали планы расширения своей деятельности. С этой целью 8 августа они совершили экскурсию вверх по течению Оки, по ее правому берегу. Несмотря на кратковременный дождь, фотографы сделали порядка 50 снимков с видами местного ландшафта и Орла в районе моста Риго-Орловской железной дороги. Экскурсанты собирались дойти до деревни Нижней Пятницкой, но начавшийся ливень сорвал их планы. Следующую экскурсию фотографы наметили на 29 августа на реку Цон.
На собрании общества состоялась демонстрация диапозитивов офицера-воспитателя Бахтина кадетского корпуса В.В. Левитского и врача В.С. Щербинского. Левитский представил собравшимся работы с видами Крыма, сделанные тем летом во время путешествия кадет. А на очередном заседании члены общества постановили устраивать собрания два раза в неделю – во вторник и пятницу, причем первый и третий вторники каждого месяца было решено посвятить теоретическим докладам, второй вторник – демонстрации диапозитивов, а четвертый – практическим занятиям по фотографии. Пятничные заседания отвели под текущие вопросы. Тогда же постановили пригласить членов общества к участию к выставке, устраиваемой осенью орловским обществом любителей изящных искусств.


Справка «ОВ»

Наряду с тревожными новостями о распространении холеры орловцев потрясло сообщение о бунте в каторжной тюрьме. 8 августа один из заключенных, работавших в тюремной ткацкой мастерской, ударом топора рассек голову надзирателю Ветрову. После этого остальные рабочие выбежали во двор, а следом к ним присоединились заключенные из кузницы, вооруженные инструментами. Другому дежурному надзирателю взбунтовавшиеся рассекли руку, а третьему прострелили шею отнятым у Ветрова пистолетом. Тюремная стража вовремя отреагировала и начала стрелять. Трое заключенных было убито и 12 ранено. Надзиратель Ветров спустя несколько дней скончался в больнице богоугодных заведений.