Из любви к… фразеологизмам

2024-09-02

Автор: Ольга Орлова, иллюстрации из личного архива автора

Поэзию можно найти во многом – вздохах, взглядах, глазах, руках, пятках, содранных коленках, в моли, велосипеде, запятых… Нужно только постараться. Орловский детский поэт, член Союза российских писателей Ольга Аристарина для своей новой книги нашла вдохновение во фразеологизмах. Сразу успокоим: так как речь идет о сборнике детских стихов, все «научное» предусмотрительно спрятано за «популярным». Итак, встречайте, любите и жалуйте, читайте и анализируйте «Полусловицы и оговорки» (0+) – смешная, забавная и умная книжка для семейного чтения. Детям предлагается посмеяться, увидеть в героях самих себя, а взрослым – вспомнить, как многообразен и непредсказуем русский язык.



Для тех, кому за…

Сначала разъясним все для тех, кто постарше… Книжка эта непростая. Еще на этапе рукописи она стала объектом серьезного научного исследования. Ну почти…
Дело в том, что Ольга Аристарина как выпускница филфака вдохновилась исследованиями своего педагога – доктора филологических наук, автора свыше 150 научных публикаций, талантливого орловского поэта Анны Поповой. Анна Ростиславовна придумала, первой воплотила и изучила удивительный жанр – стихофразы. Если официально – это «поэтический текст, имеющий заглавием фразеологическую единицу, внешняя (языковая) и внутренняя (смысловая) стороны которого подчинены развертыванию семантики фразеологизма». Если понятно – это когда богатство нашего языка раскрывается по-новому благодаря поэзии.
В текстах Анны Поповой воплощается семантический, сочетаемостный, стилистический, культурологический, да вообще весь потенциал фразеологизма с неожиданной стороны, рассматриваются связи между его лексическими компонентами и единицами следующего за ним текста.
Ольга Аристарина, по ее шутливому признанию, «после окончания филфака благополучно подзабывшая синтаксисы и суффиксы», считает свои полусловицы «детенышами стихофраз». «В моих стихах идет коварное распредмечивание метафор, сплошное баловство с прямыми и переносными значениями», – говорит автор.
«Работа над книгой была удовольствием. Помню, как приятно оттягивала руку тяжесть фразеологического словаря, в котором столько идей для стихов – не сосчитать. И в плагиате никто не обвинит! Здорово было открывать новую планету смысла в выражении, ставшем привычным и обтесавшемся в море слов как речная галька. Удивительно, что на этапе подготовки книги краткий анализ рукописи был приведен в монографии Анны Поповой «Жанр стихофразы: креативные возможности русской фразеологии». Очень неожиданно. Я даже задумалась о том, каким важным делом занимаюсь. Стать предметом исследования доктора наук – дело серьезное – до мурашек. Цитату помню едва ли не наизусть. «Несмотря на то, что читателей раннего возраста интересует прежде всего содержательная сторона, поступки героев, тем не менее, сторона лингвистическая (грани значений, лексика, с которой работает поэт) подспудно воспринимается детьми и закладывает лингвистический багаж, языковое чутье», – рассказывает Ольга Аристарина.

Для тех, кому до…

Ответственная работа – формировать лингвистический багаж. Это вам не «картина, корзинка, картонка». Это зверский аппетит, игра в молчанку с рыбами, качели, несущиеся со скоростью лета, отбившийся от ног правый ботинок, вдохновение и выдохновение, пропавший день недели, паническая боязнь белого листа, корова, отбрасывающая шесть теней, пугливая луна…
Автор то предлагает найти общее у слона и ежа, то сделать из мухи слона, то советует позаботиться об аппетите, мастерски генерируя свои оговорки:
Не портьте, дети, аппетит!
Нет, жизнь его не станет сладкой,
Хоть каждый тщетно норовит
Поправить дело шоколадкой.
Он очень зол на перекус,
В стакане сока видит бурю,
А мы сластим, не дуя в ус,
Что чай, что кашу, что пилюлю…

Внимание! Герои в стихах неоднозначны. Некоторые поступки так и хочется снабдить комментариями: «Не повторять: опасно!» Однако еще со времен открытия «Вредных советов» Остера известно, что есть Ванечки-наоборот.
Я Ванечка-наперекор, 

Я Ванечка-наоборот.
Я залезаю на забор, 

Когда к калитке друг идет…
Купила мама шоколад,
И он закончится вот-вот,
Ведь все сидят – его едят,
А я – опять наоборот.
Достойный дать готов отпор,
Меня так просто не возьмешь.
Вновь поступлю наперекор
И буду кушать «далокош».
У Ванечки в книге хорошая компания: мышь, которая тот еще кот в мешке, Сережа-не-мешай, лучший в мире окнозвездочет, сам себе начальник, плохой сосед, моль беспощадная, нивизжата и росщеголы, мальчик, сжигающий три короба, которые наврал за год:
Я жгу на осенних горчащих кострах
Все то, что скопилось в моих коробах.
И первый же короб набит аномально.
Здесь «больше не буду» и «я не специально».
Сюда трамбовал так усердно и прочно
«Я, правда, не слышал» и «я не нарочно».
Читатели смогут узнать, о чем говорят рыбы, зачем зайцу уши, посидеть на краю света, научиться правильно хватать звезды с неба, находить друзей:
Есть у меня отличный друг.
Мой друг – как скалка, как утюг:
Лишь рядышком присядет
И все тревоги сгладит!
Автор дружит со словами и рифмами. Даже завидуешь, как все просто и понятно получается. Словечки выстраиваются в ряд – словно птички на проводах, поддерживают друг друга, а иногда забавно пихаются и даже клюются:
Я сегодня не художник.
Кисти, краски – с глаз долой!
Ведь сегодня я хмурожник
И на мир гляжу с тоской…
Лезут кляксы отовсюду,
Краска капает на стол.
Может быть, от слова «худо»
Я на свет произошел?
Морось, серость, слякоть, тучи…
Как себя мне в руки взять?
Живописцем стану лучше!
И теперь – живей писать!

Для детей и родителей

«Полусловицы и оговорки» в некоторой степени претендуют на звание учебника, очень своеобразно рассказывающего про знаки препинания, синонимы, антонимы, откровенное отношение к школьной программе:
Жили антонимы у Антонины:
Толстый и тонкий, короткий и длинный,
Теплый, холодный, белый и черный,
Сытый, голодный, глупый, ученый.
Вы представляете, как Антонине
Было непросто справиться с ними!
Но взгляд на педагогику у Ольги все же не педагогичный! Она настойчиво предлагает своим читателям, не ждать, пока из них «выйдет толк», а жить в свое удовольствие:
А пока весь толк не вышел,
Разберись с соседом Лехой,
Кто быстрей, сильнее, выше!
Жить без толка очень плохо!
Третий по счету сборник стихов для самых маленьких получился по большой любви Ольги Аристариной – к слову, детям, миру. Книга вышла при поддержке Союза российских писателей, лично председателя реготделения организации Геннадия Майорова. Замечательно, что такие книги издаются в Орле, особенно в Год семьи. Приятно дарить ребенку что-то новое, необычное: новые смыслы, новые темы, делать его богаче. Выгодно инвестировать в будущее. Хорошие родители прочитают забавные стихи, очень хорошие – объяснят значение упоминаемых в них пословиц, поговорок, фразеологизмов, научат их использовать, отличные – покажут ребенку его неповторимую дорогу в мир творчества.