Орловские зарисовки: сентябрь 1850-го

2024-09-12

Автор: Лариса Кондакова, фото из открытых источников

«Вестник» продолжает публиковать очерки из жизни Орловской губернии более чем вековой давности. О том, какие события происходили в те времена, что волновало жителей региона и чем запомнилась ушедшая эпоха, читайте в серии материалов нашего внештатного автора – сотрудника Госархива Орловской области.



В ожидании высокого гостя

По мостовой ветер гнал сухие опавшие листья. Он крутил их, поднимал к крышам домов, загоняя в подворотни. Из-за густых облаков, обложивших небо со всех сторон, едва проглядывало сентябрьское солнце. В воздухе уже чувствовалась прохлада, напоминавшая о наступлении осени. На углу Болховской и Садовой улиц, рядом с биржей, в ожидании клиентов лениво прохаживались извозчики в мешковатых армяках, перетянутых кушаками, и высоких шляпах-гречневиках. Чтобы хоть как-то скоротать время, они перекидывались последними новостями.
Время было далеко за полдень, когда мимо биржи проехала крытая щегольская коляска, запряженная парой вороных лошадей. Когда она остановилась у крыльца дома губернатора, из нее лихо выскочил бравый офицер. В руках он держал пакет с письмом для вице-губернатора Е.С. Тиличеева, который замещал находившегося в долгосрочном отпуске по болезни губернатора Муханова.
41-летний вице-губернатор происходил из дворян. Несмотря на довольно небольшой возраст, Егор Сергеевич был обстрелянным, бывалым офицером. После окончания Пажеского корпуса он состоял на службе в Егерском полку, с которым участвовал в походе против турок в 1828 году, в сражениях против польских мятежников в 1830–1831 годах. Уволен с военной службы «за ранами» с чином полковника в 1844-м, а в настоящей должности находился с 1847 года. Награжден орденом святой Анны второй степени с императорской короной, третьей степени с бантом, четвертой степени с надписью «За храбрость», орденом святого Владимира четвертой степени с бантом и «польским знаком отличия за военные достоинства».
Под командованием отставного полковника вот уже несколько дней чиновники различных ведомств усиленно готовились к встрече императора Николая Павловича, направлявшегося через Орел в Варшаву. Известие о высочайшем визите было получено внезапно. Дом губернатора, где обычно останавливался Николай I (а это был его девятый и последний визит в Орел), находился на переделке. По этой причине для высокого гостя решили оборудовать служебную квартиру директора Бахтина кадетского корпуса, которую следовало еще побелить и обставить мебелью. Чиновники почтового ведомства были озабочены поставкой лучших лошадей на станции по пути следования императора.
В этот раз нарочный привез в канцелярию губернатора предписание министра внутренних дел о включении в императорскую свиту дополнительной коляски для флигель-адъютанта его величества графа Орлова и флигель-адъютанта прусского короля графа Мюнстера.

Краткий визит

В сентябре орловскому полицмейстеру и частным приставам, отвечавшим за порядок в городе, пришлось отказаться от выходных. Накануне им пришлось провожать сыновей императора великих князей Николая и Михаила Николаевичей, находившихся в Орле с однодневным визитом «с целью обозрения местных присутственных мест». По такому случаю полицмейстером в канцелярию губернатора были переданы данные о количестве построек в Орле и народонаселении. Так, потомственных дворян оказалось 160, личных дворян – 338, разночинцев – 7156, священнослужителей и их семейств – 168, церковнослужителей и их семейств – 230, монашествующих – 125, отставных солдат и их жен – 900, почетных граждан – 33, купцов и их семейств – 1393, мещан – 19 555, дворовых людей – 1322, казенных крестьян – 640, помещиков – 169, однодворцев – 50, иностранцев – 18. Всего в Орле проживало 32 257 человек.
Великие князья Николай и Михаил Николаевичи приехали в Орел в три часа ночи 8 сентября. В десять утра они уже были на литургии и молебствии в соборной церкви. Из собора они оправились осматривать Бахтина кадетский корпус, богоугодные заведения, тюремный замок, а затем побывали во всех частях города. Уезжая, их высочества передали 500 рублей серебром беднейшим жителям города всех сословий.

К приезду подготовились

Ближе к полуночи 12 сентября в Орел въехал царский кортеж. Миновав Московскую улицу, Окский и Орликский мосты, Болховскую и Садовую улицы, процессия повернула у Петропавловского собора на Верхне-Дворянскую улицу и остановилась у двухэтажного служебного корпуса кадетского корпуса, так называемого Директорского дома (на фото справа от главного здания корпуса). После того как его величество вошел в приготовленные для него апартаменты, сопровождавших его лиц развезли на ночлег по казенным и обывательским домам.
На следующий день первым делом Николай Павлович отправился в соборную церковь. В это время на кадетском плацу выстроились в ожидании императора второй батальон Тульского полка, третий батальон Белевского полка, Орловский внутренний гарнизонный батальон и кадеты. По окончании смотра его величество пожаловал нижним чинам полиции по 25 копеек серебром на человека. Отдельную благодарность от императора заслужил городской голова П.Н. Перелыгин за сделанное им пожертвование участвовавшим в смотре нижним чинам. Орловский благотворитель предоставил каждому по чарке вина и по калачу.
Высочайшего благоволения заслужил и вице-губернатор за «отличный порядок» в городе. Кстати, служебная карьера Е.С. Тиличеева впоследствии сложилась как нельзя успешно: через несколько лет он получил должность губернатора Владимирской губернии, где ему предстояло еще раз встречать императора – на сей раз Александра II в 1858 году.

Переписаны и подсчитаны

… В это время в губернии подходил к концу первый этап подушной переписи населения, охватившей всю Российскую империю, исключая Закавказский край. Работа проводилась переписчиками по уставу «о производстве девятой народной переписи», подписанному императором 11 января того года.
Орловское мещанское общество позаботилось о завершении переписи к сроку (к 1 ноября) – избрало благонадежных старост для обхода домов и составления подворных списков. Кропотливая и трудоемкая работа писцов на основании указа губернского правления оплачивалась за счет средств, собранных с самих мещан: с каждой души мужского пола, указанных в материалах предыдущей переписи (восьмой ревизии), требовалось собрать по 3 копейки серебром.
К 21 сентября в Орловскую думу старостами были доставлены рапорты о собранных денежных суммах. Старосты первой части Орла Николай Сырцов и Тимофей Фомин отчитались о собранных 78 рублях (серебром). Староста второй части Василий Сериков «с товарищем» собрали 62 руб. 38 коп., старосты третьей части Иван Курляндский и Никита Юматов – 38 руб. 10 коп.