«А где мне взять такую песню и о любви, и о судьбе…»

2018-11-29

Автор: Ольга Сударикова

С Любовью встретиться – проблема трудная… Но, с другой стороны, если предварительно созвониться-договориться, ничего сложного в этом нет. Мне повезло, она ждала меня в назначенное время в назначенном месте. Была обворожительна, очень радушна, откровенна, доброжелательна и гостеприимна. А что еще нужно для полного счастья… Раньше казалось, что актриса театра «Русский стиль» Любовь Литвиненко – это глаза. Играющие всеми оттенками голубого. Непостижимые, как небо. Изменчивые, как море. Холодные, как сталь клинка. Пронзительные, как колкие льдины. Глубокие, как потаенные озера. Чарующие, как крыло бабочки. Какая же очевидная и «непростительная» это была ошибка. Литвиненко – это сердце. Но обо всем по порядку.



Путь к себе
Каждое слово моей удивительной собеседницы – по завету Станиславского – об искусстве в себе, а не о себе в искусстве. Путь к театру начался едва ли не с первых шагов. Но понимание неслучайных случайностей, на которые щедра судьба, даже к зорким сердцем приходит не сразу. В детстве Люба в общем-то и не стремилась ничем выделяться.
В школе перепробовала все кружки – от макраме до акробатики. Среди мимолетных увлечений было даже спортивное ориентирование… Но, к некоторому беспокойству мамы, девочка ни на чем подолгу не останавливалась. В пятом классе ее очаровательную рыжую подружку, традиционно на утренниках исполнявшую роль Буратино, пригласила в свою театральную студию талантливая и прозорливая Олеся Васильевна Черкашина. Люба состояла Мальвиной при приятельнице и также решила попробовать себя в закулисье. До сих пор не может надышаться театром. Танцы, хоровое пение – это все уже для него, ненаглядного.
Окончив школу в шестнадцать и в перспективе грезя Москвой, Любовь решила пару лет поучиться на психолога, чтобы лучше разбираться в человеческих характерах и судьбах, но… Сходила буквально на разведку в Орловский институт искусств и культуры, да так там и осталась – на кафедре режиссуры и мастерства актера у профессора Ольги Вячеславовны Князевой и преподавателя Натальи Юрьевны Крючковой.
Что это были за годы! Пять лет обучения, взросления, постижения. До обеда – предметы общеобразовательные, после – специальные, творческие. Сил вроде под вечер уже не было, но все было по силам.
К «Русскому стилю» судьба, оказалось, также готовила постепенно и верно. В классе седьмом-восьмом Люба в составе своей театральной студии участвовала в фестивале детских спектаклей «Весенние фантазии». На сцену муниципального театра вышла в роли превредной козы, измучившей хозяев и решившей поискать счастья на стороне. Коза бодро включалась в интерактив со зрителями, предлагая взять себя распрекрасную на полное обеспечение. Но все почему-то отказывались (как, впрочем, и предполагалось по сценарию). Вдруг сидевший в жюри серьезный дядечка с шикарными усами и бородой согласился: «А что, и возьму!». Ох, и пришлось тогда юной актрисе выкручиваться, импровизировать… По заслугам получила на фестивале приз зрительских симпатий.
«Дядечкой» был художественный руководитель «Русского стиля» Валерий Иванович Симоненко. Худрук слово дал – худрук слово сдержал! Но позже. А сначала Любовь взяла под свое крыло преподаватель и завлит театра Людмила Федоровна Васильева: пригласила на практику. А там и до подписания трудового договора недолго оставалось.
«Я оказалась в нужном месте, но не в подходящее время, – рассказывает Литвиненко. – Внешне не так сильно отличалась от молодых актрис театра, но у них уже был опыт! И посыпались на меня роли поросят в прямом смысле этого слова. А я и в детской театральной студии всегда в первых рядах, и в институте на хорошем счету. Понамечтала всякого… Стала настоящей, дипломированной актрисой, однако на сцене только и делала, что хрюкала».
Если и было обидно – совсем немного. Ведь с труппой буквально с первого дня сложились прекрасные дружеско-творческие отношения: поддержка, советы, опека. Но, несмотря на все хорошее, не получалось у девушки всерьез заявить о себе. В душу начали предательски закрадываться сомнения, которые гнала от себя немилосердно. «Я точно знала – даже если придется до старости играть одних поросят, театр – это мое. В институте мы привыкли все время работать. Перерывы и простои были мучительными. Поэтому решила между делом сначала освоить профессию парикмахера, а потом еще и второе высшее образование получить. Поступила на факультет государственного, муниципального управления и экономики народного хозяйства ОРАГС», – полушутя-полусерьезно говорит Любовь Литвиненко.
Миры образов и цифр не сошлись. «Жизнь у меня одна, я хочу с радостью ходить на работу и получать от нее удовольствие», – считает Литвиненко. И точка!
Пока Любовь самозабвенно «хрюкала» на сцене, было время заняться личной жизнью. Тем более по телевизору шел немного пугающий цикл передач о талантливых, известных, но таких печально одиноких актрисах. Вышла замуж, родила двоих детей…
В состав всех сегодняшних премьер попала «вне плана». Людмила Васильева задумала и впоследствии блестяще реализовала при помощи очень хороших режиссеров, драматургов, актеров новый творческий проект.
Первой ласточкой стал спектакль «Женщина и Ангел». Литвиненко была назначена на главную роль, когда опять подкатывали сомнения… Как только начала поддаваться грусти, в тот же день узнала, что будет играть – да еще вместе с блестящим Сергеем Фетисовым. Было показано около ста незабываемых спектаклей. Фетисов очень ждал юбилейного, но не сложилось… «Большое счастье, большая честь и большой опыт», – с печалью и дрожью в голосе говорит актриса об этом человеке и этом спектакле.
Потом была «Жизнь после» – невыдуманная история о страшной болезни и исцелении. На главную роль в «Кроткую» Владимира Деля попала уже по рекомендации Валерия Симоненко.

Любовь как состояние
Быть женщиной – всегда великий шаг и геройство. Какими бы шелками и туманами не дышали пленительные персонажи спектаклей, лодка жизни курсирует в море быта: забрать из школы – отвести на кружок – накормить – прибрать – постирать. Эту роль Литвиненко репетирует ежедневно параллельно с изменчивыми сценическими. Говорят, многое в мизансценах зависит от партнера. В реальности – тем более.
«Мне очень повезло с мужем, который взял на себя многие бытовые вопросы. Помогают еще совсем молодые бабушки, за что им всем огромная благодарность», – обращается к своим родным Любовь.
Кстати, по личному признанию, с мужем они полные противоположности, дополняющие друг друга. Представляете, актриса и эксперт-криминалист! Учились в одном классе – ни взгляда, ни вздоха. Встречаться начали уже взрослыми людьми: любовь нечаянно нагрянула… Все это – история отдельная, личная. Но Литвиненко признается, что, если бы могла обладать какой-нибудь суперспособностью, выбрала бы умение хорошо готовить, а не мысли читать, летать, текст после первого прочтения запоминать или еще что. Хотя и работа – тоже почти дом, любимая семья.
Обо всем этом актриса говорит с таким трепетом, с такой любовью, что невольно вновь обращаешься к существу ее имени. Признается: «Конечно, на характер имя повлияло. Мир вижу через розовые очки! Искренне кажется, что меня окружают самые замечательные люди: коллеги, родные, подруги! И вообще, мне досталось все самое лучшее». Умение замечать только хорошее Литвиненко в себе ценит больше всего, бережно культивирует.

Веленью божьему
Так получилось, сегодня Любовь – одна из самых отмеченных и замеченных актрис. В 2012 году в конкурсе на лучшую актерскую работу получила диплом за роль Женщины в спектакле «Женщина и Ангел», специальный приз Орловского отделения Союза театральных деятелей России. В 2016-м награждена дипломом «За лучшую женскую роль» на фестивале «Виват, театр!» в Тамбове. В 2013-м, 2015-м, 2018-м годах стала обладательницей ежегодной муниципальной премии в номинации «Лучшая женская роль» (спектакли «Жизнь после», «Кроткая», «Оптимистическая трагедия»). Но в профессии она стремится не к званиям и почестям.
«Самое ценное для меня – приз зрительских симпатий. В жизни хочется делать только важное, настоящее, ценное. Человек должен не просто проводить время в театре, а уносить с собой после спектакля что-то доброе, хорошее. Зрителя нужно вдохновлять на переосмысление повседневных вещей. Это самое большое достижение актера», – считает Любовь.

Идеалы
Своей героиней в жизни Литвиненко считает маму, героем – наставника Валерия Симоненко. Именно он на абсолютном контрасте сделал ее Комиссаром в «Оптимистической трагедии» Вишневского. Задача Комиссара – остановить табун метущихся лошадей, взгляд ее – выстрел нагана, каждый спор – дуэль: убедить или убить. Героиня фанатична, умна, беспощадна и… женственна!
Сама же Литвиненко – непререкаемый авторитет и тоже герой для подрастающих детей. Мудро наставляет сына, жутко переживающего, когда в школе приходится участвовать в утренниках: «Дима, на вас смотрят родители, мы вас всех любим, поддерживаем, верим. Вы всегда для нас самые лучшие. Не волнуйся!» Сама, напротив, рада, когда немного переживает: «Самоуверенность дает ощущение пустоты. Если волнуешься – тебе не безразлично. Это знак, что все пройдет хорошо!»
У актеров принято спрашивать, какую роль мечтают сыграть. Пленяет характер гузеевской Ларисы в «Жестоком романсе». А еще, конечно, в душе грезит о кино. Был даже небольшой опыт – в сериале «Лесник». С двумя маленькими детьми ехать в Москву за синей птицей, чтобы услышать: «Мотор!», уже не реально. Любовь ждет, когда кино приедет к ней… И, между прочим, не исключено…
Литвиненко очень легко, тепло и мудро размышляет о счастье. Ее любимое высказывание: «Самые счастливые люди – это те, кто слишком занят, чтобы думать, счастливы они или нет» (Уильям Фезер).
А еще, по мнению актрисы, чтобы быть счастливым, нужно просто (как же это порой сложно!) любить друг друга и заниматься тем, что по душе.