Александр Чиркин – друг Мясоедова

2023-06-22

Автор: Александр Полынкин, фото из фондов Госархива Орловской области

Об Александре Дмитриевиче Чиркине – художнике, состоявшем в Товариществе передвижных художественных выставок, –
сейчас знают немногие. А когда-то он был довольно известным в России специалистом по конским портретам. Кроме того, Александр Дмитриевич целых восемь лет (1873–1880) выступал в качестве агента, разрабатывавшего маршруты и сопровождавшего картины художников-передвижников по Российской империи ради их популяризации и продажи.



Одна из таких выставок (вторая по счету) проходила в Орле 150 лет тому назад – с 26 мая по 7 июня 1873 года. В течение двух недель все желающие за небольшую плату могли посмотреть замечательные картины художников-передвижников.
Почему вдруг после Петербурга, Риги и Вильно живописные полотна, вызвавшие ажиотаж у тамошней публики, оказались в Орле? Дело в том, что художник и агент выставки Александр Чиркин был по рождению орловчанином. Он появился на свет 1 (13) июня 1828 года в семье малоархангельского дворянина, героя Отечественной войны 1812 года Д.П. Чиркина.

Из семьи героя войны

Дмитрий Петрович Чиркин среди орловских дворян пользовался огромным авторитетом – как за свои прошлые военные заслуги, так и за человеческие и деловые качества. Десять лет Дмитрий Чиркин провел в армии, дослужившись до чина штабс-капитана. В Отечественной войне 1812 года и во время Заграничных походов русской армии он принял участие во всех крупнейших битвах тех лет, отличившись в каждой из них, в том числе и при Бородино. Три ордена, золотое оружие «За храбрость», тройное жалованье по итогам войны 1812 года, дозволение носить мундир по уходе в отставку – эти награды штабс-капитан Дмитрий Чиркин заслужил своей беспримерной храбростью и умелыми действиями в боях.
Уйдя с военной службы, он поселился в своем имении Тетерье в Малоархангельском уезде (ныне деревня в Покровском районе), построив здесь одноэтажный просторный дом из столетнего дуба. Дмитрий Петрович был образцовым хозяином. С крестьянами вел себя строго, но справедливо, не допускал жестоких кар, и те уважали его, хотя и боялись.
У помещика Чиркина родилось девять детей: шесть дочерей и три сына, старшим из которых и прославившим в последующие годы свой род оказался как раз Александр. Герой Бородина хотел видеть сыновей военными, и его первенец стал одним из первых кадетов только что открывшегося Орловского Бахтина кадетского корпуса. Успешно окончив его, а потом и артиллерийскую школу, служил Александр Чиркин в гренадерском полку. Карьера развивалась успешно, он уже перещеголял отца, заслужив чин майора. Но мечтал Александр Дмитриевич вторую половину своей жизни посвятить тем, кем он постоянно восхищался, о ком постоянно думал, – лошадям.

Лошади как смысл жизни

Именно эти создания оказались для Александра Чиркина прекраснее всех красавиц на свете. Отставной майор так и не женился, поскольку кандидатки в жены не выдерживали никакого сравнения с лучшими из его лошадей.
Александр Дмитриевич выращивал в своем имении в сельце Зеленая гора Мценского уезда прославленных орловских рысаков, став самым известным знатоком этой породы в губернии. Бывая в Москве и Питере, он регулярно посещал ипподромы и наблюдал бега своих любимцев. Но этого Чиркину казалось мало. Он хотел запечатлеть лучших своих (да и чужих) питомцев для истории, чтобы и потомки восхитились тем же, чем и он сам.
В армии, имея значительный талант, Чиркин писал маслом пейзажи, которыми восторгались товарищи-офицеры. Но главным объектом для него всегда были кони. Пройдя после отставки курс в Российской академии художеств, спустя несколько лет Александр Дмитриевич получил звание художника. Скоро стало ясно, что в изображении сцен с лошадьми он мог соперничать со знаменитым Николаем Сверчковым, который сам отдавал первенство Чиркину.
Из Академии Александр Дмитриевич вынес дружеские отношения с рядом выдающихся художников: Мясоедовым, братьями Маковскими, Сверчковым, Куинджи, Суриковым и другими. Сам Николай Ге оценил молодого художника-самоучку и написал однажды его портрет.

Жеребята вместо гонорара

Когда в начале 70-х годов XIX века родилось Товарищество передвижных художественных выставок, именно Александр Чиркин голосованием членов его правления был избран ответственным за организацию и перемещение выставок по городам. Почти все экспоненты (так называли участников выставок) советовались с Александром Дмитриевичем по поводу размещения и продажи их картин, и Чиркин делал это умело.
За активную помощь все участники выставок дарили ему свои произведения, и квартира Чиркина в Москве, на Поварской улице, спустя некоторое время превратилась в прекрасную картинную галерею. Полотна висели уже на парадной лестнице, а дальше все стены были увешаны замечательными работами таких художников, как Маковский, Крамской, Шишкин, Васнецов, Репин и другие.
В 1876 году Александр Дмитриевич сам стал членом Товарищества, представив одну из своих работ на выставку. А с 1880-го и почти до самой смерти он работал по заказам: его приглашали писать портреты знаменитых «призовых» рысаков. Позже Товарищество коннозаводчиков издало целый альбом его картин. Вместо гонорара он просил давать ему жеребят и вскоре в своем имении «Зеленая гора» основал собственный завод замечательных рысаков, которые брали первые «призы» в Москве.
В гости к Александру Дмитриевичу в имение регулярно приезжал друживший с ним Григорий Мясоедов, который любил писать здесь пейзажи. По просьбе хозяина он создавал портреты его многочисленных родственников.

Судьба наследства

Будучи холостым, Чиркин планировал передать свою коллекцию городу Москве, но завещания оставить не успел – умер в 1897 году. Похоронили его на сельском кладбище в селе Усово Мценского уезда, где ранее были погребены многочисленные его родственники из рода Мацневых.
После смерти художника часть картин из квартиры на Поварской улице в Москве перевезла в свое малоархангельское имение Неручь его племянница, Юлия Куприянова, другая часть оказалась уже после революции в Петрограде. Помещичий дом в Неручи с находившимися там ценнейшими полотнами из собрания Александра Чиркина был подожжен местными крестьянами и сгорел. Сумели ли поджигатели до начала пожара чем-то воспользоваться из дома, сказать с полной определенностью трудно. Но вот какую информацию мне удалось обнаружить в интернете.
26 ноября 2011 года в 15.00 в московском филиале Российского аукционного дома и на сайте электронных торгов lot-online.ru состоялся аукцион, на котором продавался лот №073 – картина Александра Дмитриевича Чиркина «Портрет вороного жеребца орловской породы» (1883 года написания). Стоимость полотна – до миллиона рублей. А ведь, кроме его собственных работ, в собрании Чиркина имелись и картины многих выдающихся русских художников. Где они, если уцелели? Вполне возможно, в московских и петербургских частных коллекциях.
Пока же 40 сохранившихся картин забытого на Орловщине художника-передвижника Александра Чиркина можно увидеть в Москве, в собрании Государственного художественного музея коневодства.