Автор: Юлия РЮТИНА
Александр Козлов – человек известный в музыкальных кругах не только области, но и далеко за её пределами. Талантливый музыкант, баянист, руководитель трио «Гармония». «ОВ» попросил его рассказать о себе, о планах и перспективах.
Дополнительное детское образование сейчас переживает не лучшие времена. Низкие зарплаты педагогов художественных и музыкальных школ привели к тому, что их средний возраст в учебных заведениях превышает пенсионный.
Однако конкурс детей при поступлении никуда не делся. Многим родителям по-прежнему хочется, чтобы их дети умели играть на музыкальных инструментах, рисовать. Одним словом, вырастали всесторонне развитыми личностями. Недавно назначенный директор Орловской детской музыкальной школы №1 имени В.С. Калинникова Александр Сергеевич Козлов рассказал «ОВ» об особенностях работы учебного заведения.
– Родом я из Орловской области, посёлок Хомутово. Папа по профессии лётчик, мама – музыкант. Когда мне было шесть месяцев, мы уехали с семьей в связи с новым назначением папы на Крайний Север, в Архангельскую область. Жили в небольшом военном посёлке, в пограничной зоне на берегу Карского моря. Я закончил музыкальную школу по классу баяна. Когда мне исполнилось 16 лет, мы переехали обратно в Орловскую область, чтобы продолжить обучение. В небольшом посёлке особых перспектив не было. В Орле поступил в Орловское музыкальное училище, в класс преподавателя Виктора Валентиновича Михеичева. Сейчас он заслуженный артист России, директор этого училища. В дальнейшем учился в консерватории в Нижнем Новгороде, потом была аспирантура. Заканчивал аспирантуру будучи руководителем трио баянистов «Гармония». Наш коллектив, куда кроме меня входят Алексей Аксёнов и Денис Гераськин (оба из Пензы, закончили Пензенское музыкальное училище), трижды становился лауреатом первых премий международных конкурсов. Приехали втроём в Орёл. Освоиться на новом месте помог Виктор Валентинович Михеичев. Вместе обратились за поддержкой в городское управление культуры. Нас прослушали и… оценили. Руководитель управления Татьяна Вениаминовна Исаева фактически дала нам путёвку на орловскую сцену. С 2004 года «Гармония» является муниципальным трио баянистов.
– Александр Сергеевич, насколько я знаю, ансамбль много выступает, в том числе и за пределами региона. Наверное, новое назначение как-то повлияло на концертную деятельность? – Да, мы часто гастролируем, выезжаем с концертами за границу – в Германию, Италию. Заключены два контракта с Германией. Когда мне предложили новую работу, поначалу были некоторые опасения. Директор музыкальной школы – должность ответственная, требующая большой отдачи, энергии. Коллектив педагогов – почти сто человек и плюс 800 детей. Взвесил все «за» и «против», посоветовался с ребятами из «Гармонии» и принял решение. Перемены в жизни вовсе не мешают моей концертной деятельности. Мы выступаем, планируем поехать на гастроли в Германию.
В должности директора детской музыкальной школы я пятый месяц. Работа сложная, но очень интересная, творческая. Ведь окружают меня люди творческие, и проблемы связаны прежде всего с творчеством.
По поводу планов… Планируем создать несколько оркестров – симфонический, эстрадно-духовой и народный, отделение духовых инструментов. Духовая музыка и организует, и настроение поднимает. Будем вводить новые инструменты: кларнет, саксофон. Думаю, коллектив школы пополнится молодыми специалистами. Увы, кадровые проблемы есть, но будем их решать.
– Учебный год закончился. Сейчас осуществляется новый набор учащихся. Изменятся ли правила поступления в школу?– Какого-то специального отбора нет. Мы берем практически всех желающих. При первом, поверхностном знакомстве сложно определить, готов ли ребёнок к обучению музыке. Где-то через год-полтора можно делать какие-то выводы. Некоторые учащиеся, те, кто не готов к ежедневной работе на инструменте, со временем отсеиваются.
Одна из целей школы – заложить основу профессионального обучения, подготовить ребёнка для поступления в музыкальный колледж. Безусловно, не все становятся музыкантами. Наша главная задача – воспитать образованную, интеллектуально грамотную молодёжь. Выпускники музыкальной школы – это интеллигентные, уверенные в себе люди, которые находят своё место в жизни, успешно трудятся, добиваются профессиональных высот, становятся хорошими специалистами. Недавно у нас проходило учение по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям. Выяснилось, что один из руководителей подразделения службы ГО и ЧС – выпускник нашей школы.
Играть – следовать традициям. Музыке учили всех аристократов. Музыкальные занятия развивают навыки общения, воспитывают упорство, волю и дисциплину, заниматься на инструменте надо постоянно, регулярно и без перерывов. Так что правильно поступают родители, которые ведут своего ребёнка в музыкальную школу, хоть он фальшиво поёт песни Чебурашки. Музыка – это воспитание характера и наилучший путь к жизненному успеху.