Александр Медельский: «Огневой залп по врагу»

2022-12-21

Автор: Александр Полынкин

О последнем дне и часе этого человека известно немного. Он погиб при артобстреле в декабре 1943 года где-то под Ленинградом. Никто не знает, где его могила, так что об Александре Ивановиче Медельском вполне можно написать: «пропал без вести». Он стал одной из многих жертв Великой Отечественной.



Плакатом – по фашизму

В 2022 году советскому художнику, графику, иллюстратору и плакатисту Александру Медельскому исполнилось бы 130 лет. Он – из числа самых забытых на Орловщине деятелей искусства, хотя на всесоюзном уровне в 30-е годы XX века его имя звучало очень громко. Прежде всего, потому что почти в каждом номере популярных и многотиражных журналов «Всемирный следопыт» и «Вокруг света» читатели могли найти рисунки Медельского, выполненные тушью и пером или в технике цветной литографии. К примеру, Александр Иванович иллюстрировал печатавшийся в журнале «Вокруг света» роман писателя-фантаста Александра Беляева «Звезда КЭЦ» и несколько его рассказов («Шторм», «Заочный инженер» и другие). Попутно Медельский работал в издательстве «Учпедгиз», оформляя детские книги, учебники и хрестоматии.
С началом войны художник был призван в армию, работал вместе с коллегами в «Боевом карандаше». В 1942–1943 годах он создал цикл фронтовых рисунков сажей и белилами «Ленинград», два из которых («Выносит раненого с поля боя» и «Работа цеха во время артобстрела») экспонировались на Весенней выставке ленинградских художников 1943 года. Работы Медельского были представлены также на выставке «Героический фронт и тыл», открывшейся осенью 1943 года в Третьяковской галерее.
Сотрудничал Александр Иванович и с издательством «Искусство», он автор агитационных плакатов: «Борьба с зажигательными авиабомбами в деревянных домах», «На огневой позиции», «Огневой залп по врагу», «Дадим взаймы государству свой трех-четырехнедельный заработок на производство вооружения». Эти произведения Медельского хранятся в фондах Мемориального музея обороны и блокады Ленинграда, Музея истории города в Санкт-Петербурге, Российской национальной библиотеки.

Реалист из училища Томашевских

Теперь, когда я рассказал читателю о Медельском как художнике, пришла пора представить основные моменты его биографии, тем более что в ней (особенно это касается первой половины жизни) до настоящего времени имелось множество «темных пятен». Начну с того, что во всех справочных изданиях и сведениях есть год рождения Александра Ивановича – 1892 (или 1893), без числа и месяца, а местом его появления на свет назван Орел.
Мне же удалось обнаружить на сайте «Всероссийское генеалогическое дерево» списки учащихся частного реального училища супругов Томашевских, существовавшего в Орле с 1905-го по 1918 год (оно находилось на 2-й Никитской улице, ныне – улица Советская, д. 14). В числе выпускников седьмого, дополнительного класса реального училища (это давало право на поступление в высшие учебные заведения) за 1913 год я нашел и фамилию Александра Ивановича Медельского – вместе с датой и местом его рождения: 15 апреля (27 апреля по новому стилю) 1892 года, село Колпенское Малоархангельского уезда Орловской губернии (в настоящее время – районный центр, поселок Колпна).
Александр Медельский поступил в частное реальное училище Томашевских в год его открытия (1905) сразу во второй класс и успешно прошел обучение, сдавая экзамены в четвертом и шестом классах, как тогда и полагалось.

Орел – Малоархангельский уезд

Во всех справочных изданиях о художнике сказано, что родился он в семье служащего. Да и сам Медельский в своих анкетах писал то же самое. Однако факты, найденные мной, говорят о другом: Александр Иванович из семьи известного орловского купца. Именно так записано в его документах в училище Томашевских («звание – сын купца»).
Иван Петрович Медельский, отец художника, жил в приходе Богоявленской церкви Орла, женился поздно, в 44 года, на купеческой дочери Варваре Николаевне (девичью фамилию выяснить пока не удалось), которая была вдвое моложе мужа. В 1885 и 1886 годах у супругов один за другим родились дочь Наталья и сын Петр. Вскоре после появления на свет второго ребенка купец Медельский поменял место жительства: он приобрел у наследников исправника Волчкова имение Борисовка недалеко от села Колпенского Малоархангельского уезда и переехал с семейством туда.
Деревянный дом, амбар, конюшня, контора и людская, кладовая, инвентарный сарай, скотный двор, 128 десятин земли – все это позволяло Медельским жить безбедно и на вольном деревенском воздухе. Здесь, в Колпенском, появилось на свет еще четверо детей, последним из которых (15 апреля 1892 года) стал будущий художник.

От I мировой до Отечественной

Получив первоначальное домашнее образование, Александр Медельский продолжил обучение в реальном училище Томашевских. А вот где он находился в промежуток с лета 1913-го по лето 1914 года, остается пока неизвестным. Возможно, как раз обучался искусству художника.
С началом Первой мировой войны бывший реалист был мобилизован в армию, окончил школу прапорщиков и был направлен в 108-й пехотный Саратовский полк. В составе 27-й пехотной дивизии полк принимал участие во многих сражениях Первой мировой, в том числе в боях на территории Восточной Пруссии 1914 года и Брусиловском прорыве 1916 года.
В каких именно схватках побывал Александр Медельский, информации нет. Но то, что находился он не во втором эшелоне и не при штабе, совершенно точно, поскольку из прапорщиков вырос в чинах до поручика, а во время войны такое давалось за боевые отличия, и в апреле 1917 года на территории Виленской губернии был ранен в ногу. Направили его в Виленский госпиталь. Так для поручика Медельского закончилась Первая мировая война.
Довелось Александру Ивановичу послужить потом и в Красной армии. Принимал ли он участие в боях? Вполне вероятно, все-таки был боевым офицером Первой мировой.
А в 1921 году А.И. Медельский начал профессиональную карьеру художника. Он вошел в объединение «Первоцвет», созданное бывшими членами Орловского общества любителей изящных искусств и присоединившимися к ним молодыми художниками, работал в орловском отделении РОСТА. Первая выставка, в которой принял участие Медельский, прошла в Орле в том же году. В 1920-х художник начинает сотрудничать с несколькими издательствами, и с этого времени работа в области оформления книг и журналов стала ведущей в его творчестве.
В январе 1925 года Медельский поменял жизнь и судьбу, переехав в Ленинград. Здесь он стал членом Союза работников искусства и горкома графики, а потом поступил на отделение книжной графики графического факультета Высшего художественно-технического института (ВХУТЕИНа). Обучение завершил в 1930 году. С 1934-го А. Медельский принимал участие в выставках ленинградских художников и стал известен не только в Ленинграде.
Последние прижизненные рисунки нашего земляка появились в детском журнале «Костер» в ноябре и декабре 1943 года. Это были иллюстрации к очерку Владимира Беляева «На далекой фактории» и к рассказу Виссариона Саянова «Недолгая дружба».
Хочется верить, что истории жизни и работам художника Медельского найдется место в Орловском музее изобразительных искусств…