Александр Сальников: «Сначала хаос, потом смысл»

2022-09-28

Автор: Наталья Синицына, фото героя публикации

Орловского художника и дизайнера Александра Сальникова многие знают под псевдонимом Sawa_Sasha – так он подписывается в соцсетях и маркирует свои картины. Его стиль близок к авангардизму или модернизму, а работы можно охарактеризовать как своеобразный эксперимент, разрушающий традиции и нормы. «ОВ» побеседовал с живописцем о необходимости образования, качествах настоящего художника, источниках идей для творчества и прочем.



Образование для художника

– Ты всегда хотел стать художником?
– Нет, это вышло случайно. Пожилая соседка, с которой дружила наша семья, узнав, что я хожу в художественную школу, посоветовала мне поступать в худучилище, а затем в вуз. Я тогда посмеялся: мою судьбу предопределили без меня. Но в десятом классе понял, что не хочу продолжать учиться в школе, и решил пойти в училище, а потом и в университет.
– Легко ли давалась учеба?
– В детской школе было легко, в училище пришлось попотеть – нагрузка и требования там серьезнее. В университете я уже расслабился.
– Нужно ли художнику образование?
– По-моему, образование, хотя бы базовое, это необходимость. Я занимаюсь абстрактной композицией и считаю, что без знания построения композиций, колористики невозможно полноценно заниматься абстракцией, да любой живописью в принципе. Всегда заметно, если у художника нет соответствующего образования, это видно по его работам.
– Чему можно научиться, а чему нельзя?
– Научиться можно всему. Но когда у человека есть к чему-то предпосылки или талант, он научится быстрее. Ты на интуитивном уровне будешь соблюдать правила, они станут твоими автоматическими настройками. Когда их знаешь, можешь и нарушить, чтобы сделать дисбаланс. А если у тебя нет предпосылок к изучению той или иной сферы, то при работе придется постоянно сверяться с методичками.
– Как часто нарушение таких правил оправдано? Ведь каждый может сказать: «Я художник, я так вижу».
– Когда человек создает произведение и не знает правил, он их нарушает и не сможет никак объяснить это. В таких случаях и говорят: «Я художник и так вижу». Если человек обладает знаниями и намеренно исказил пропорции или цветовые решения, он сможет аргументировать решение, объяснить свои художественные методы и что хотел донести до зрителя.

Идеи и стиль

– Может ли художественное образование ограничивать свободу и ставить человека в рамки, которых до этого не существовало?
– Часто так и происходит. Должен произойти осмысленный шаг от учебных работ к самостоятельному творчеству, искусству. После такого художник находит свой язык, свои изобразительные методы.
– Как рождаются идеи для работ?
– Идеи приходят сами, особенно во время прогулок. А вообще, это зависит от вида изобразительного искусства. Если взять графику – я всегда знаю, что буду рисовать: слово появляется в моей голове и сидит там, пока не напишу его. С живописью иначе – сначала есть хаос, потом я начинаю искать в нем смысл.
– Как ты пришел к своему стилю?
– Само как-то случилось. Сначала у меня было много несвязных рисунков. Потом я пришел к решению, что все работы должны нести смысл. Выбрал несколько изобразительных элементов в графике: полосочки, кружочки и шахматная доска – все. В рамках этих элементов я и двигаюсь.
– Кто повлиял на твое творчество в наибольшей степени? Можешь назвать любимых художников?
– В плане живописи – Хуан Миро, Ван Гог, Гоген, Поль Сезанн, я очень люблю постимпрессионизм. Из отечественных художников – Левитан, Коровин, Петров-Водкин. Отдельно выделяю Фешина. Он родился в России, потом переехал в Америку и писал картины об этнических меньшинствах – индейцах, например.

Чему учит живопись

– Как думаешь, чему художник может научить людей, даже далеких от искусства?
– Чувству прекрасного. Вот идешь по улице и видишь облезлую стену, и ничего красивого в ней на первый взгляд нет. Но внутри тебя что-то откликается – это называется чувством внезапной красоты – и хочется это ощущение передать.
– Какие книги и кино об искусстве посоветуешь?
– Рекомендую письма Ван Гога к его брату Тео. Ван Гог был священником, затем арт-дилером, а потом решил бросить все и писать картины. Тео помогал новоиспеченному художнику финансово, а Ван Гог отчитывался в своих письмах. Чтобы понять творца, нужно прочитать эти письма. Еще советую фильм о Ван Гоге с Уильямом Дефо в главной роли, а также «Выход через сувенирную лавку» – об уличных художниках.

Пробиться в столице

– Продолжая тему искусства… У тебя был опыт оформления декораций к спектаклям?
– Я нарисовал четыре локации к спектаклю «Мама меня убьет». Это была независимая постановка, грантовая вещь. Рисовал комнату, подъезды, палаты, все по четкому заданию режиссера. Получилось интересно, я бы хотел повторить такой опыт. Кстати, потом мы с этим же режиссером создали клип на его песню.
– Расскажи о своих выставках. Где они были, какая запомнилась больше всего?
– Активную выставочную деятельность я начал только в прошлом году, все произошло совершенно случайно. До этого я участвовал в молодежных выставках.
Первое, что вспоминается из курьезных случаев – подготовка моей выставки в галерее Nazavod в Москве. Прибыв туда, я первым делом позвонил своему куратору. Но оказалось, что он на съемках, то есть я остался один на один со своими картинами, а их нужно было оформить, разместить… Но я справился, помогли добрые люди.
– Ты неоднократно выставлял свои работы в столице. Ждут ли там художников из провинции?
– Все зависит от уровня. В топовых галереях замкнутая система, туда можно зайти только с помощью денег или куратора, который будет продвигать художника. В общем, как и во всех сферах – если ты чего-то стоишь и проявляешь упорство, сможешь устроиться.


Справка «ОВ»

Александр Сальников окончил Орловское художественное училище по направлению «дизайн», после Орловский госуниверситет по специальности «декоративно-прикладное искусство (керамика)». Участвовал в студенческих самодеятельных выставках «Светлая» (2007), «Цек» (2008), «Цек-2» (2009), в молодежных выставках Союза художников России (2007–2011), а также в коллективной выставке «Арт на всё» в галерее Proun (2019). В мае 2021-го прошла персональная выставка графики Сальникова в галерее Nazavod (Москва), в июне 2021-го – выставка живописи «Что есть из цветного» в галерее имени Белова (Омск), а в 2022 году Александр представил свою выставку в Орле. Также художник оформил декорации к двум спектаклям: «Мама меня убьет» (2019) и «Город» (2019).