Анастасия Георгиевская: смерть в одиночестве

2010-12-12

Автор: Константин АВЕРИН

20 лет назад ушла из жизни уроженка Орла, актриса театра и кино, народная артистка СССР Анастасия Павловна Георгиевская.



Она родилась в Орле 7 ноября 1914 года. Через три года Настя осталась круглой сиротой и попала в школу-коммуну. Затем в фабрично-заводском училище осваивала слесарное и токарное дело, работала на машиностроительном заводе и играла в самодеятельном театре «Живая газета», который в 1929 году был преобразован в Театр юного зрителя.

В 16 лет Анастасия поехала покорять столицу, где устроилась в Московский театр юного зрителя. В 1931 году поступила в ГИТИС. Н. Литовцева, жена В. Качалова, стала ее педагогом по актерскому мастерству. Институт Анастасия окончила в 1936 году, тогда же ее приняли в труппу МХАТа. К слову, этому театру она оставалась верна на протяжении всей жизни.

В прославленном театре Георгиевская дебютировала в крохотном эпизоде в спектакле «Земля», где ее партнерами были В. Качалов, О. Книппер-Чехова, И. Москвин, О. Андровская. Затем молодая актриса получила роли в спектаклях «Синяя птица», «Соперники». В 1939 году состоялся настоящий дебют Георгиевской в роли Таисии («Достигаев и другие»). В том же году сыграла миссис Даджен («Ученик дьявола»). В 1940 году Художественный театр осуществил новую постановку «Трех сестер» А. Чехова. В этом спектакле 25-летняя Георгиевская сыграла роль Наташи, достигнув в знаменательной для нее работе «бесспорного эффекта характерности». Георгиевская создала образ мещанки до мозга костей – глупой, вульгарной, по-чеховски смешной в своих безмерных претензиях.

Более пятидесяти лет актриса с неизменным успехом выступала на сцене МХАТа не только в классическом, но и в современном репертуаре. Галерея разнообразных героинь Георгиевской отмечена редкой правдивостью несхожих образов. Ее искусство отличалось глубоким проникновением в сущность характеров, эмоциональной заразительностью и остро отточенной сценической формой. Игра Георгиевской нередко создавала иллюзию, будто на сцену случайно попала какая-то проводница поезда (мать Валентина в спектакле «Валентин и Валентина») или, как на спектакле «Сталевары», настоящая хозяйка пивного ларька, разбитная и по-своему добрая.

Среди множества ролей, сыгранных Георгиевской за долгую жизнь на сцене, – Ксения («Егор Булычев и другие») и Анна («На дне»), Потапова («Битва в пути») и Пошлепкина («Ревизор»), Обноскина («Село Степанчиково и его обитатели»), Карпухина («Дядюшкин сон») и др. Виртуозный мастер «жизненной правды», Георгиевская обладала особым даром «вживания в образ». Театральная легенда утверждает, что она могла бы играть и без партнеров.

Народная артистка СССР Алла Тарасова писала о Георгиевской: «Жар сердца, который чувствуется во всем, что бы она ни делала, – вот то удивительное качество, которым Георгиевская покоряла и зрителей, и артистов. Ее образы хочется сравнить с яркими, удивительно самобытными картинами Кустодиева».

1951 году Георгиевская за исполнение роли в спектакле «Вторая любовь» была удостоена Сталинской премии второй степени. В этом же году она начала сниматься в кино.

И хотя снималась нечасто, всего 20 ролей, зрители наверняка любят её героиню – старую учительницу географии Серафиму Павловну из фильма «Большая перемена» с ее знаменитой фразой: «Все должно быть шарман». Еще одну учительницу (немецкого языка) она сыграла в фильме «А если это любовь?» Два антипода – настоящая, любящая свою профессию и учеников, жизнерадостная оптимистка в одном фильме и бездушная моралистка – в другом. Только великая актриса могла бы так сыграть. А она и была великой!

Среди других фильмов Георгиевской можно упомянуть «Ревизор», «Теперь пусть уходит», «Аннушка», «Неоплаченный долг», «Последний жулик», «Ошибка резидента», «Сто грамм для храбрости», «Случай в аэропорту». Также она озвучивала мультфильмы. Ее голос звучит, в частности, в «Чиполлинo» (Графиня Вишня), «Кошкином доме» (Коза), «В стране невыученных уроков» (Корова).

В 1968 году Георгиевская получила звание народной артистки СССР. Также была награждена орденом Трудового Красного Знамени и многочисленными медалями…

В 1987 году МХАТ раскололся. И, зная характер Георгиевской, никто не удивился тому, что она при «разделе театра» выбрала сторону «обиженной» группы актеров. Георгиевская ушла вместе с ними в МХАТ имени Горького, который возглавила Татьяна Доронина. На новой сцене талант актрисы сверкнул в ролях Манефы («На всякого мудреца довольно простоты»), Дарьи («Прощание с Матерой») и других. Однако сказывался возраст актрисы. Ролей почти не давали, а если и давали, то крохотные эпизоды.

Тихая старость угнетала Георгиевскую. Жила она одна и бороться с одиночеством начала при помощи алкоголя. К ней домой часто приходили случайные люди, с которыми она выпивала. Может быть поэтому смерть ее до сих пор полна загадок и недомолвок. Хотелось бы рассказать об этом подробнее.

вое последнее лето (1990 года) Георгиевская провела на даче в Серебряном Бору. В конце августа коллеги привезли ее в московскую квартиру. Увидеть Анастасию Павловну в следующий раз они должны были 5 сентября – в день открытия нового театрального сезона. За Георгиевской, как обычно, послали машину. Однако дверь мхатовцам никто не открыл. Решив подстраховаться, они обратились к соседям актрисы, жившим этажом ниже. Те сказали, что слышат, как Анастасия Павловна ходит по квартире, моется в ванной. Посчитав нежелание старушки ехать в театр ее очередным капризом, визитеры уехали. Позже экспертиза установит, что Георгиевская умерла именно 5 сентября.

И через день, и через два новые визиты коллег заканчивались одинаково: они долго стучали и звонили, но дверь им не открывали. Слышно было лишь тявканье собаки актрисы. Соседи же продолжали утверждать, что по квартире Георгиевской кто-то ходит.

Летели дни, но Георгиевская по-прежнему не появлялась на людях. Надо было что-то делать, но вскрывать дверь мхатовцы не решались, так как, по словам соседей, однажды квартиру Георгиевской уже вскрывали. Зашли – а она там, сидит… Ругалась почти матом.

Обращение в милицию тоже не дало результата – сотрудники правоохранительных органов, сославшись на то, что аналогичные случаи не редкость, и потом от них одни неприятности, отказались вскрывать дверь. Пришлось мхатовцам нанимать на стороне людей, которые попали в квартиру через балкон…

Георгиевская лежала в комнате, лицо было синее, на нем трудно просматривались глаза. На теле – явные повреждения. По квартире были разбросаны деньги, что, учитывая характер Георгиевской, совсем на нее не походило. Однако эксперт почти сразу сделал вывод, что криминала в смерти нет. По его словам, возможно, труп актрисы обгрызла собака. Хотя собака – маленький щенок…

Смерти Георгиевской посвятила большую публикацию газета «Известия». Коллективу театра был брошен упрек: дескать, забыли свою старейшую актрису, вот она и умерла в полном одиночестве, пролежав в квартире-склепе семь дней. Руководителям театра пришлось объясняться. Обвинения они отвергли, но направили в МВД запрос с просьбой дорасследовать обстоятельства смерти Георгиевской. Однако и повторное расследование криминала в смерти народной артистки СССР на выявило.

Георгиевскую похоронили на Кунцевском кладбище Москвы. Ее могила долгое время была заброшенной. Лишь через 19 лет после смерти актрисы (в октябре прошлого года) представители МХАТа привели могилу Анастасии Павловны в порядок и установили памятник, достойный ее имени.