Андрей Бубликов: «Увлекайтесь всем!»

2023-05-04

Автор: Наталья Синицына, фото из личного архива А. Бубликова

Андрей Бубликов известен многим орловцам как создатель познавательной группы в соцсети ВКонтакте, где почти пять лет делится с земляками своими краеведческими изысканиями. Помимо ведения блога он преподает школьникам историю и занимается общественной деятельностью.



Начиналось как хобби

– Андрей, ты и блогер, и турист, и преподаватель… Твоя деятельность объединена темой краеведения и путешествий по Орловщине. Расскажи, почему это для тебя так важно?
– В школьные годы я полюбил ходить в походы. Во время таких мини-путешествий мне встречались памятники, посвященные Великой Отечественной войне. Я искал о них информацию, было интересно.
Кульминационным моментом стал поход по Мценскому району, в котором я наткнулся на памятник Жану-Луи Тюляну – командиру эскадрильи «Нормандия». У меня возникла мысль, что история нашей области недооценена, и орловцы о многом не знают. Тогда и родилась идея делиться информацией.
Сначала писал в местные группы ВКонтакте. А в августе 2018 года создал собственный блог и посвятил его краеведению.

Будни сельского учителя

– С блогом понятно. Расскажи, как ты стал учителем, да еще и в сельской глубинке.
– Это вышло случайно, как и многое в моей жизни. Я окончил философский факультет ОГУ, получил диплом теолога. В 2021 году накануне начала учебного года я узнал, что в сельскую школу требуется преподаватель истории. И изъявил желание там работать. Так я стал учительствовать в Шашкинской школе, в 30 километрах от Мценска.
– Не было страшно? Это такая ответственность.
– Свою ответственность я сознаю. Делаю все от меня зависящее, чтобы дети знали историю и обществознание, хорошо сдавали экзамены. Веду краеведческие кружки. Главное, чтобы ребятам это было интересно, важно поддерживать «огонек» в глазах, жажду знаний.
– Расскажи о буднях сельского учителя.
– Сначала я поселился в Шашкино, где мне предоставили домик. В школе, где преподаю историю, географию, обществознание и ОБЖ, всего восемь учеников. Школьники чуть ли не каждую перемену проводят в моем кабинете, расспрашивают о моей деятельности, об истории.
Со временем я перебрался во Мценск – недавно предложили работать еще и в школе этого города. Теперь, чтобы доехать до Шашкино, приходится рано утром успевать на автобус.
Конечно, различия между школами в городе и на селе есть. У нас глухая деревенька, есть трудности со связью, интернетом. Поскольку в каждом классе не больше двух человек, уроки похожи на беседы.
– Твои ученики знают, что их педагог – довольно известный блогер?
– Они подписаны на мой блог, читают. Радуюсь, что таким образом ребята приобщаются к изучению истории родного края. Но популярным блогером себя не считаю. Я ж не за подписчиками гонюсь, а рассказываю об Орловщине. Если хоть один человек узнает что-то новое для себя, уже здорово.

Сложности не пугают

– Расскажи, как ты стал президентом общественной организации «Подросток».
– Это тоже произошло случайно. В 2019 году решил прокатиться на велосипеде по Шестаковскому парку, что во Мценском районе. История у этого места интереснейшая. В середине XIX века уездный врач Александр Шестаков купил у соседнего помещика Дробышева землю, на которой создал дендрарий. После революции парк был уничтожен, а врача репрессировали. В советское время, в 50–60 годы, там построили пионерлагерь «Полярная звезда» для отдыха детей из северных областей страны. После 90-х оздоровительное учреждение закрыли, и все разрушилось.
Я проехал по этим местам, снял видео, где сказал, что было бы здорово восстановить парк. После этого мне позвонил мужчина и спросил, не я ли разъезжаю по его участку. Сначала я, признаюсь, немного напрягся – подумал, что нарушил закон. Но мой собеседник вдруг начал меня хвалить и рассказал, что тоже хочет возродить парк.
Позже мы встретились с хозяином участка. Поговорили и решили заняться восстановлением места и учредить организацию. Теперь проводим лекции, экскурсии, познавательные встречи, конкурсы. Наша цель – создать условия для самореализации молодежи, развития ее потенциала.
– Какие планы у «Подростка»?
– Сейчас работаем над оформлением земли Шестаковского парка в собственность, построили неподалеку небольшую ферму. Хочется сделать что-то типа пионерлагеря для подростков. Планов много, задача сложнейшая, но мы продолжаем работать над благоустройством.
– Что еще планирует организация?
– Готовимся ко Дню Победы. С ребятами из Мценска собираемся отправится в велопробег с посещением братских могил. Также во Мценске хотелось бы провести акцию «Улицы нашего города». В городских пространствах, названных в честь героев войны, планируем раздавать конверты с вопросами о них, например, кто такой Катуков. Если человек не знает, для ознакомления дадим ему листок со справкой. Просто, но эффективно. Как правило, людям самим интересно подтянуть свои знания.

 

И суток мало

– Слышала, у тебя есть опыт работы в поисковом отряде…
– Когда учился в вузе, был командиром отряда «Ермолов». Прошли с ребятами десять «Вахт Памяти», было много интересных историй.
Например, в 2016 году с отрядом связались жители деревеньки под Орлом и рассказали, что неподалеку от их домов есть блиндаж. Там уже побывали черные копатели, но кости остались. Мы выехали на место, подняли останки бойцов и нашли медальон с фамилией и именем солдата. Позже установили его личность – он оказался уроженцем Тюменской области. Мы передали информацию местным поисковикам, но никто не откликнулся. И лишь через три года тюменские коллеги написали, что нашлись родственники. Погибшего на войне предка много лет искала правнучка. Женщина приезжала в Орел, мы показали, где захоронен ее прадедушка, и вручили оставшиеся от него вещи.
– После этой истории не собирался искать еще? Может, остались какие-то незакрытые гештальты?
– Как-то с товарищем хотели найти захоронение летчика Альберта Литольфа. Это друг командира эскадрильи «Нормандия», он погиб в небе над Знаменским районом. Определили координаты в дикой части Орловского полесья, очень долго ходили по лесу, но так и не отыскали. Оказалось, он чуть дальше был. Теперь хочу побывать на этом месте.
– Преподавание, общественная работа, поисковые мероприятия… Поделись секретами продуктивности.
– Может, со стороны и кажется, что я все успеваю, но это не так. Домой я прихожу к десяти вечера. И мне мало 24 часа в сутках.
Я и ученикам говорю: увлекайтесь всем, чем только можно. Все в жизни пригодится.