Авторынок бьет рекорды

2021-07-29

Автор: Александр Воробьев

Продажи новых легковых машин по всей России в 2021 году устанавливают рекорды, несмотря на дефицит авто у дилеров. Почему динамика рынка превышает ожидания, выяснял «ОВ».



Спрос растет

В прошлом месяце Ассоциация Европейского бизнеса (АЕБ) опубликовала отчет о продажах легковых автомобилей и легкого коммерческого транспорта в нашей стране по данным за июнь и первое полугодие 2021 года. Его показатели поражают: несмотря на пандемийное время, динамика рынка превышает ожидания.
Так, в июне 2021 года продано 157 808 легковых и легких коммерческих автомобилей, что на 28,7% (+35 186 шт.) выше, чем в июне 2020-го, и на 9,8% больше по сравнению с июнем 2019-го. В первом полугодии 2021 года продано 870 749 автомобилей, что на 36,9% (или на 234 790 автомобилей) превышает аналогичный показатель за тот же период предыдущего года и на 5,1% больше по сравнению с первым полугодием 2019-го.
Пальму первенства на российском рынке сохраняет отечественная марка Lada. Второе и третье места в рейтинге продаж занимают корейские бренды Kia и Hyundai. В топе-10 марок почти все имеют положительную динамику, небольшое падение отмечено только у Nissan (-1,6%).
В модельной же структуре российского рынка по итогам полугодия лидирует отечественная Lada Granta. На второй позиции – Lada Vesta, на третьей – корейская Kia Rio. В топ-5 также попали два представителя Hyundai – кроссовер Creta и седан Solaris. Здесь стоит отметить, что вся двадцатка моделей-лидеров демонстрирует положительную динамику. Самый высокий рост объемов продаж показала Skoda Karog, наименьший – Toyota RAV4 (+19%), отмечает «Автостат».

Авто в дефиците

Растет не только спрос, но и стоимость новых машин. Правда, отсрочка повышения утилизационного сбора поддержала рынок и помогла замедлить рост цен на авто. Так, с начала года средневзвешенная цена нового автомобиля выросла на 3%, составив в мае 2021 года 1 млн 825 тыс. рублей, что на 2,9%, или 52 тысячи, выше январского показателя. Если же сравнивать эту средневзвешенную цену с аналогичным результатом мая 2020-го, то за это время ее рост составил уже 10%. В денежном выражении это соответствует 165 тыс. рублей.
По прогнозам, к концу года средние цены на авто достигнут отметки в 2 млн рублей. Впрочем, удовольствие покупки новой машины может оказаться в разы выше с учетом дефицита нового транспорта, возникшего из-за прошлогоднего локдауна. Последствия пандемии до сих пор влияют на рынок: в наличии машин мало, в основном все под заказ.
«Причин такой задержки две. Первая – заводы не рассчитывали на быстрое восстановление спроса и запланировали меньшие объемы выпуска. Пока непонятно, каким будет выход из кризиса после пандемии, но нынешний повышенный спрос – это неожиданность для многих. Соответственно, автомобилей не хватает, ведь обычно поставки планируются за полгода, а в некоторых случаях и за год. Вторая причина – кризис с полупроводниками», – рассказал «Известиям» гендиректор агентства «Автостат» Сергей Целиков.

Кризис предложения

Дилеры отмечают, что дефицит, который образовался из-за локдауна, сохраняется до сих пор почти у всех производителей. А проблема с полупроводниками только усугубила ситуацию: чем технологичнее автомобиль, тем больше в нем скрывается этих деталей.
В прошлом году из-за пандемии и кризиса спрос на автомобили резко сократился. Как следствие, производители перестали закупать микрочипы в привычном объеме. В свою очередь заводы, которые занимались сбором полупроводников и выращиванием для них кремниевых кристаллов, тоже приостановили свою деятельность. Когда промышленность начала возвращаться к жизни, стало ясно, что производство чипов не успевает за спросом. Дело в том, что на создание одного полупроводника тратится до шести месяцев, и большая часть этого срока уходит на выращивание кристалла. Таким образом, если сборочный завод может запуститься в течение нескольких дней и уже выдавать готовую продукцию, то экспортер микрочипов вынужден ждать, когда «созреют» полупроводники.
Общемировой кризис уже начал сказываться на поставках автомобилей российским дилерам. Андрей Каменский, директор по маркетингу АГ «Авилон», подтверждает, что нехватка автомобильных микрочипов действительно влияет на рынок: «К примеру, не хватает схем, которые управляют мультимедиа или пневмоподвеской – для автомобилей премиального сегмента данные опции крайне важны. Уже понятно, что возникшая проблема в связи с этим может продлиться до конца года».
Между тем дефицит автомобилей сохраняется. Нехватка по некоторым позициям в разной степени фиксируется, например, у Audi, BMW, Mercedes, Jaguar, Land Rover, Cadillac, Chevrolet. В первую очередь трудности возникнут с дисплеями, панелями приборов, климат-контролем, ABS, ESP.
Руководитель проекта «Автомаркетолог» Олег Мосеев дает неутешительные прогнозы на текущий год. По его словам, проблема будет решена не раньше конца года, возможно, перейдет и на 2022-й, а продажи новых автомобилей в России, скорее всего, упадут на 10–15%. Однако с точки зрения дилеров это неплохо, так как «склады не успеют затовариться. Если раньше кризисы были кризисами потребления и машины просто копились у дилера, то сейчас ситуация связана с предложением».