Безответственная преемственность

2018-09-17

Автор: Алексей Кузьмин

После серии взрывов газа в доме №11 по улице Красноармейской власти засуетились. Созданы комиссии по расследованию, возбуждено уголовное дело. Как сообщил на рабочем совещании 4 сентября первый заместитель главы администрации Орла Олег Минкин, в течение месяца будет разработана проектно-сметная документация на замену газопровода среднего давления на участке от улицы Октябрьской до Лескова… Но это все лишь следствие случившегося. В чем состоит первопричина трагедий, разбирался «ОВ».



Несчастья одного дома
Напомним, вечером 14 августа в доме №11 по улице Красноармейской произошла серия взрывов газа. В результате инцидента пострадали двое. Из дома эвакуировали более 60 человек. Спустя десять дней, 24 августа, в том же доме прогремел еще один взрыв газа. Теперь уже на первом этаже в восьмом подъезде. Пострадавший – 41-летний хозяин квартиры – получил 50 процентов ожогов тела. К ликвидации последствий взрыва привлекалось 77 человек и 23 единицы техники.
По мнению следствия, вероятная причина взрывов – подземная утечка газа из трубы среднего давления, которая проложена рядом с канализационными коммуникациями.

Системная проблема
Можно не сомневаться: следователи в конце концов до истины докопаются. Дом отремонтируют, участок газопровода заменят, людей постараются успокоить. Не исключено, что, скорее всего, назначат и виновных… То есть все как обычно в таких ситуациях. На последствия реагируем, причины остаются незыблемыми. Гарантий, что в другом месте не рванет, никаких.
Пишу об этом не для того, чтобы вылить очередную порцию желчи на родную нашу власть. Так сложилось, что последние лет десять пришлось предметно заниматься тем, как строятся взаимоотношения между нами, гражданами, предприятиями, обслуживающими жилой фонд, властью и коммунальными монополистами, в том числе и поставщиками газа. Готов доказательно утверждать: проблема, породившая взрывы газа в многоквартирном доме по улице Красноармейской, – нечастный случай. Она носит застарелый и системный характер. За эти годы менялись мэры и чиновники, обновлялся состав городского Совета. Главными достижениями провозглашались стабильность ситуации и преемственность власти. О преемственности безответственности предпочитали молчать.
Смею утверждать, что ни профильные подразделения правительства Орловской области, ни соответствующие управления мэрии, ни депутатский корпус не владеют в полной мере информацией о состоянии дел в отрасли, не понимают глубинных причин, порождающих техногенные аварии. На этом уровне компетентности навести порядок они не в состоянии. Полагаю, что имею право это утверждать после того, как представлял интересы одной компании в арбитражном процессе, в ходе которого установлено: границы ответственности за содержание газовых сетей на протяжении многих лет неправомерно относились к ответственности жителей многоквартирных домов. Семь томов дела, почти два года судебного процесса. Сотни документов проанализировано судами первой, апелляционной и кассационной инстанций. Решение суда, вступившее в законную силу, – незаконно возлагать обязанность по содержанию некоторых участков газовых сетей на собственников квартир…

Примеры бесхозяйственности
Давайте обратимся теперь к некоторым другим фактам. Ведомо ли вам о том, что сотни, если не тысячи километров газовых сетей и устройств на них являются беспризорными и годами не обслуживаются? Утечки газа там не только возможны, они неизбежны. Время от времени люди сообщают прокурорам о том, что они знают о бесхозяйных газовых объектах. В этих случаях прокуроры обращаются в суд, который обязывает муниципалитеты принять на учет эти сети. Не так давно на территории Покровского сельского поселения Краснозоренского района выявили бесхозяйные газопроводы. Суд по обращению прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц обязал муниципальное образование поставить их на учет. Аналогичные случаи были в Ливнах, Свердловском районе, в Орле… В этом списке, в принципе, может фигурировать любой район области. Еще в январе этого года на заседании комитета горсовета по муниципальной собственности и землепользованию был обнародован такой факт: Тысячи объектов газового хозяйства в Орле являются бесхозяйными.
И что? Вы думаете, хоть кто-то почесался, чтобы навести порядок? Ничуть не бывало. Но даже в том случае, когда бесхозяйные объекты инженерной инфраструктуры ставят на учет или принимают в муниципальную собственность, нет никаких гарантий, что их будут содержать так, как положено.

Городские мечтатели
Причину называют одну: у муниципалитета на эти цели нет денег. Чтобы оформить техническую документацию на выявленные бесхозяйные объекты газового хозяйства, нужно потратить около трех миллионов рублей. Чиновники мэрии довольно оптимистично оценивают перспективы наведения порядка в этом деле и призывают депутатов горсовета разделить их оптимизм. Оптимизм – не ответственность. Чего ж его не разделить? Наши муниципальные оптимисты полагают, что после того как они примут эти сети в муниципальную собственность, они сдадут их в аренду газоснабжающим организациям, которые якобы заинтересованы в этих сетях. По их подсчетам, арендная плата за эти сети может приносить в казну до пяти миллионов рублей в год.
Нет, ребята. Как это у вас часто бывает, вы делите шкуру неубитого медведя. Не будет у вас пяти миллионов в казну. Будут у города дополнительные расходы на содержание этих сетей, и довольно значительные. Не возьмет «Газпром газораспределение Орел» сети в аренду. Об этом прямо заявил главный инженер газотранспортной организации Чунихин первому заместителю главы администрации города Минкину. Суть позиции газовщиков можно сформулировать так: дураков нет, чтобы даже «за так» обслуживать ваши сети, вы должны нам за это платить.
Если у вас нет трех миллионов, чтобы поставить выявленные бесхозяйные сети на учет, сократите две, а лучше три должности заместителей председателя горсовета. Пересадите мэра и главу администрации с люксовых «Тойот Камри» на более скромные «Лады Весты». Вот вам и деньги на решение жизненно важных для жителей города проблем.
А проблемы эти создавались не сами по себе. Их сама власть и создавала. Они порождение тех самых бездумных и некомпетентных разрешений на ввод в эксплуатацию объектов строительства, когда не определены границы имущественной принадлежности и эксплуатационной ответственности за содержание объектов инженерной инфраструктуры. Или определены, но не по закону, а по понятиям.
И это относится не только к газовым сетям. Не меньшую угрозу таят и бесхозяйные трансформаторные подстанции, которых в городе немерено. Могу с ходу назвать одну из них, №327. По суду шесть лет назад ее признали бесхозяйной. В настоящее время она является муниципальной собственностью, но фактически никем не обслуживается. Такая же трансформаторная подстанция стоит во дворе самого известного в Орле дома на площади Мира, на котором в августе 1943 года было водружено Знамя Победы в честь освобождения города от фашистской оккупации. На том же самом комитете горсовета, который проходил в январе этого года, были названы лишь 76 объектов инженерной инфраструктуры, которые являются бесхозяйными. На самом же деле их значительно больше.

Муниципалитет за все в ответе?
Газораспределительные сети, безусловно, таят в себе опасность. Об этом знает даже ребенок. Организация газоснабжения населения является полномочием органов местного самоуправления поселения и осуществляется в порядке, установленном законодательством РФ. При этом законодательство определило муниципалитет единственным субъектом права, который имеет полномочия признать вещи бесхозяйными и поставить их на учет.
Процедура такова. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании предоставляемого заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества, с приложением необходимых документов. Однако каких-либо действий со стороны мэрии по обеспечению безопасности газовых сетей и других объектов инженерной инфраструктуры не предпринимается. Дальнейшее бездействие может вызвать наступление тяжелых последствий: разрушение газовых сетей, выход из строя трансформаторных подстанций и, как следствие, возникновение чрезвычайной ситуации, которая может повлечь за собой человеческие жертвы, причинение ущерба здоровью людей и окружающей среде, значительные материальные потери. Так что, по моему разумению, проверять надобно бы не только организации, которые осуществляют обслуживание газовых сетей. Проверить следует и мэрию: как она обеспечивает создание условий безопасной среды обитания жителей муниципального образования «Город Орел», что является основной ее обязанностью.
P.S. «ОВ» готов предоставить в распоряжение прокуратуры имеющиеся в нашем распоряжении документы.