Блогоподобные

2010-12-10

Автор: Наталья БАЛАКИРЕВА

В последнее время часто говорится о том, что русскоязычные социальные сети и блогосфера стремительно превращаются в площадку для политических кампаний. Такая практика полностью совпадает с общемировой.



Пока усилия российских технологов преимущественно выражаются в сетевой активности некоторых молодежных движений, однако в преддверии выборов 2011 года работой в блогосфере всерьез заинтересуются и основные игроки политического поля – партии.

Так ли это, следует ли расценивать блоги и соцсети как весомый политический ресурс, инструмент обратной связи и управления, «Орловский вестник» уточнил у известных VIP-блоггеров и экспертов – Никиты БЕЛЫХ, Евгения ГОНТМАХЕРА, Ирины ЯСИНОЙ и Александра СОГОМОНОВА.

Никита Белых:«Блоги нужны оппозиции»

– Никита Юрьевич, вы один из самых известных, а может быть, самый известный (после президента, конечно) блоггер России. Что изменилось в вашей сетевой жизни после того, как вы стали губернатором Кировской области?

– Я в блогосфере с 2005 года. Для меня с самого начала блог был механизмом общения с обществом. Тогда я руководил партией, исповедующей оппозиционные взгляды, и испытывал в СМИ определенные ограничения. Поэтому я использовал свой блог и как площадку для высказывания, и как некий политический ресурс. Сейчас каких-либо проблем с общением в Кировской области у меня нет, мой блог выполняет скорее функцию обратной связи. Многие вопросы и идеи я вбрасываю сначала в блог или «Твиттер», а затем получаю реакцию, отношение к ним людей.

– Блоги называют инструментом «умной исполнительной власти». Что, правда, так эффективно?

– Не могу сказать, что это очень эффективно с точки зрения управления или политического влияния. Скорее, к такому формату общения привыкаешь. Для меня не составляет большого труда вести дневник в Интернете. Однако я не в большом восторге от того, что все губернаторы повально пошли в блогосферу и пытаются там что-то делать лишь потому, что у каждого из них должен быть свой блог. Да, я знаю, что народ ходит на блог Чиркунова, и это хорошо. Но нужно учесть, что Чиркунов ведет свой блог не потому, что он губернатор, а потому, что ему это нравится. Если такое общение естественно для человека, если не противоречит стилю его жизни, то это, как правило, качественная коммуникация, а если нет, то, соответственно…

Евгений Гонтмахер:«Пойти на «Ютьюб» и посмотреть «Тро-ло-ло»

– Евгений Шлемович, что вам как эксперту интересно в блогосфере?

– Я в Интернете очень много нахожусь. Я им на самом деле пользуюсь. У меня есть блог на «Эхе Москвы», и вот на что я обратил внимание. К сожалению, дискуссия в Интернете в России сильно затруднена, потому что есть такое понятие, как «троллинг». Это намеренно проводимая информационная политика для того, чтобы срывать нормальный дискуссионный процесс. Предположим, вы опубликовали какой-то пост, ждете конструктивного обсуждения, а в это время на вас начинают выходить какие-то люди (я их называю дежурными). Они начинают обзывать вас или вашего диспутанта и уводят разговор в какое-то ненормальное русло. Это намеренная хитрая, в отличие от китайского варианта, политика (там идет открытое цензурирование Интернета).

С другой стороны, я наблюдаю за статистикой на блоге «Эха Москвы» и вижу, что то или иное мое сообщение прочитали порядка десяти тысяч человек. Это, как правило, мой обычный результат.

– Весьма серьезный.

– Да серьезный, он увеличивается или уменьшается в зависимости от скандальности публикации. И я этому очень рад. При этом часть прочитавших мое сообщение – это те, кто реально интересуется опубликованными сведениями и затем может воспользоваться ими в своей работе или же просветиться, задуматься. Именно этот результат для меня важен.

– Но не прямая дискуссия?

– Прямая дискуссия в российской блогосфере в том виде, в каком она происходит на Западе, – это, по-видимому, дело будущего. Там Интернет является средством организации людей, их общественной деятельности. Например, обсуждение Закона «Об обязательном медицинском страховании» вызвало в США колоссальный интерес аудитории вплоть до того, что в Интернете образовались две партии – чайная и кофейная. В результате этого и Обама, и Клинтон пришли к выводу о том, что правительство должно проводить мощную сетевую активность – не подстраивать Сеть под себя, а сотрудничать с нею. У нас же это пока воспринимается как научная фантастика. Может быть, поэтому состояние российского сегмента Интернета пребывает в совершенно отсталом состоянии. А людям просто приятнее и проще зайти, к примеру, на «Ютьюб» и посмотреть там ролик какого-нибудь певца типа «Тро-ло-ло», чем ждать, когда тебя обругают в блоге.

– А эволюция будет?

– Эволюция должна быть. Потому что государство выстроило такую информационную политику, которая рано или поздно закончится крахом. В этом у меня нет сомнений. Интернет должен быть территорией свободы, а у нас, кажется, законодательно введено отключение от Интернета пользователей по сигналу силовиков.

– Пока эту идею похоронили. Может быть, временно.

– Но ведь такие идеи рождаются. Представьте себе, чтобы где-нибудь в Европе вышел бы депутат Шлегель со своими предложениями по ограничению Интернета. Я думаю, что через десять минут он не был бы депутатом, потому что его бы выкинула его собственная партия или же избиратели. А у нас это в порядке вещей. Правда, инициативы Шлегеля – это пока лишь пробные шары. Посмотрели, ну да, пока не проходит. А потом, может быть, пройдёт.

– То есть блоги – это скорее медиа-ресурсы?

– Для меня блоги – это прежде всего очень важный ресурс для съема информации – мониторинга. К слову сказать, телевизор я уже практически не смотрю. Тем более, что практически все, что меня там интересует, есть в Интернете. То есть блоги для меня пока не средство коммуникации. Это получение реальной и качественной картины того, что происходит в стране.

Ирина Ясина: «Обратная связь работает!»

– Ирина Евгеньевна, вы как член Совета при президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека ощущаете в блогосфере обратную связь со своей аудиторией?

– Для меня блоги – это отнюдь не книга, которую можно читать, а самый что ни на есть рабочий инструмент – живая вещь. У меня в Интернете обратная связь как раз работает. Вот один из примеров. Некоторое время назад я пошла на концерт в Библиотеку иностранной литературы и обнаружила, что ее правый вход полностью забаррикадирован. То есть я на инвалидной коляске туда проехать не могу, а этого не было еще в прошлом году. Я написала об этом в «Живом журнале» и попросила перепоста. И моя новость – никакая вовсе не новость – стала первой на той неделе.

– А есть ли взаимодействие с региональной аудиторией? Как часто люди из регионов выходят на ваш блог?

– На меня выходят часто. У меня много читателей как раз из регионов – это ребята из Абакана, Екатеринбурга, Кемерово.

Александр Согомонов: «Блогосфера – это зона тестов»

– Александр Юрьевич, вы известный социолог и, наверное, должны знать, в чём секрет популярности блогосферы у политиков.

– Я могу сказать такую вещь. При том, что базовой потребности общества в обратной связи пока нет, тем не менее, на индивидуальном уровне этот интерес всё равно присутствует. В частности, власть, некоторые её представители хотят понять, что о них говорят, что думают. Дело в том, что блогосфера – это реакция на тебя. Она дает возможность определить, попадаешь ты или не попадаешь, адекватен твой язык или нет. Вместе с тем, блогосфера – это не только зеркало, в котором что-то отразилось и вернулось тебе обратно. В моем понимании – это еще и зона тестов, где можно довольно несложным способом апробировать любую свою инициативу.

– А как бы вы оценили политические перспективы блогосферы?

– Заметьте, в последнее время политика всё больше начинает походить на сборник рассказов, которые постоянно укорачиваются. Поэтому, пожалуй, лучший на сегодняшний день способ их презентации – это блогосфера. Это утверждение справедливо и потому, что другим способам отображения сигналов современный человек уже почти не верит. Он почти не обращает внимания на традиционную прессу и совсем не воспринимает государственные СМИ. А в блогах и других ресурсах на базе коротких фраз, девизов, слоганов, небольших видео- или звуковых сюжетов выстраивается коммуникация нового типа. Поэтому, хочешь не хочешь, политика будет уходить в Интернет.