Боль войны языком театра

2019-05-13

Автор: Елена Михалькова, фото Олеси Суровых

Подошел к концу I Межрегиональный театральный фестиваль «Крылья Победы». Орловские зрители смогли увидеть десять спектаклей на военную тему из Тамбова, Костромы, Калуги, Ельца, Мичуринска, Брянска и Москвы.



Слова приветствия
Сама идея фестиваля возникла внезапно, рассказала директор театра «Свободное пространство» Марина Теплова:
– В этом году президент страны назвал 2019-й Годом театра, поэтому областное правительство выделило незапланированную сумму и предложило нам что-нибудь придумать. Мы решили сделать фестиваль, приуроченный ко Дню Победы.
Как отметил председатель жюри, заслуженный артист России, режиссер, телеведущий Олег Марусев, «было бы хорошо, если бы этот фестиваль шел в США и Европе. Там, где сомневаются, кто же эти крылья Победы принес нашему миру».
Член жюри фестиваля, первый заместитель председателя облсовета народных депутатов Михаил Вдовин, отреагировал эмоционально:
– Я видел зрителей на спектаклях. У многих на глазах были слезы. В очередной раз убедился, что память о Великой Отечественной войне живет и в нас, детях фронтовиков, в их внуках и правнуках. У героя одной из постановок я услышал почти те же слова, которые мне говорил отец. Хотя он старшиной-артиллеристом прошел всю войну, убить врага, глядя ему в лицо, не смог бы. Я предложил, чтобы фестиваль стал регулярным. Со своей стороны постараюсь всячески его поддерживать.

Любовь в тяжелых обстоятельствах
Первыми на орловскую сцену вышли актеры тамбовского драмтеатра, представившие трогательную постановку «Варшавская мелодия» по пьесе Леонида Зорина. Старшее поколение хорошо помнит одноименный фильм.
Польская студентка консерватории Гелена встречается с солдатом, прошедшим войну, будущим виноделом Виктором. «Мы нищие студенты, зато у меня свежий цвет лица», «Я люблю чудаков, с ними теплее жить на свете» – смелая, артистичная Геля и серьезный Виктор, сумевший выстоять на войне, но безоружный перед обстоятельствами жизни. «Все в мире от электричества», «Букет создается выдержкой», – говорит он. Цвета пьесы сдержанные, как в старом кино, алеют лишь подаренные влюбленным лакированные туфельки и вино в бокалах.
О страшной войне ни слова, лишь намек: «Иногда фашизм такой обаятельный, бодрый, и сапоги блестят»… На одном дыхании зритель наблюдает, как в 1946-м под звуки Шопена зародилось большое чувство, из-за указа 1947 года о запрете браков с иностранными гражданами оно развития не получило. Две короткие встречи героев в 1956-м и 1966 году: Гелена стала известной певицей, Виктор – доктором наук. Любовь не умерла, но самое важное, увы, перегорело.
Артисты областного драмтеатра Калуги с романтической историей любви «Саня, Ваня, с ними Римас» заставили задуматься о том, как в военное время, когда каждая секунда – ценность, меняются нормы семейной морали. Действие разворачивается в одной из деревушек Урала и рассказывает о жизни трех сестер и их мужьях.

Судьба и выбор
«Вдовий пароход» брянского драмтеатра поведал о судьбе послевоенного поколения. На «пароходе» коммуналки пять разных женщин с одинаково тяжелой судьбой. В образе единственной состоявшейся матери Анфисы зритель видит переход от юной, порывистой девочки до возрастной женщины, которая жертвует всем, в том числе личным счастьем, для любимого сына.
Дворничиха Капа подавляет в себе рыдания у колыбельки, ее ноша потери невыносима. Грубоватая Панька-монтер проявляет чудеса доброты и сострадания. Возвышенная натура пианистки Ольги Ивановны, пережившая огромное горе гибели родных и парализацию рук, остается понимающей и чуткой. Оперная певица Ада спасается от женского одиночества в театральном, искусственном мирке. Роль сына Анфисы исполняют сразу два актера: молодой Илья Беззуб – избалованный бунтарь, эгоист, и Валерий Прохоров – уже в возрасте, живущий с неизбывным чувством вины.
Вадим залюблен и задушен опекой матери и ее соседок по коммунальной квартире. Анфиса прижила его на фронте, отец Вадима – «Советская армия». Муж Федор, вернувшийся с войны, ребенка признал, только вот супругу «стыдное горе к земле тянет», себя простить она не может. Из-за чрезмерной материнской заботы рушатся судьбы, в том числе и самого главного героя.
Театр драмы и комедии «ФЭСТ» города Мытищи в пьесе «Это, девушки, война» напомнил о том, как тяжел может быть выбор в условиях войны.
На сцене четыре кровати, четыре девушки-связистки, четыре характера, четыре судьбы. Люда – комсомолка, тайно верит в бога, легкомысленная Тося по ночам бегает к женатому командиру, Наташа влюбилась в разведчика по сводкам радиограммы. И только Валентина держит марку и придерживается правил и приказов. Ей предстоит непростой выбор – донести на подруг или понять, что чувства возможны и в бою.
Завершил работу фестиваль «Альпийской балладой» Московского областного театра драмы и комедии города Ногинска. Спектакль по одноименной повести Василия Быкова в постановке режиссера Веры Анненковой обрел особое звучание.
История о бежавших из плена хладнокровном белорусе Иване и порывистой итальянке Джулии укладывается всего в три дня, но вмещает целую жизнь. Впереди труднопроходимые горы, холод и крошки хлеба. Позади – фашисты. Между героями вспыхивает чувство, и на мгновение, как свеча, освещает путь во мраке. Война уносит одного из героев, но не может победить любовь.

Особенный гость
Особым гостем фестиваля стал участник Великой Отечественной войны Абрам Миркин, ему исполнилось 98 лет. Фронтовой путь Абрама Израилевича отмечен орденами Красной Звезды и Отечественной войны I степени, медалью «За отвагу» и другими боевыми наградами. Отважный зенитчик защищал Ленинград, участвовал в прорыве блокады, победу встретил в Карелии. Фестивалю он пожелал успехов и внимания молодежи.
Хочется, чтобы «Крылья Победы» обрели долгую жизнь. А тем орловцам, которые не сумели посетить театр в фестивальные дни, можно открыть литературные произведения, лежащие в основе спектаклей, – все они достойны прочтения.

Лауреаты фестиваля «Крылья Победы»:

• специальный приз жюри за инсталляцию церемонии открытия – театр для детей и молодежи « Свободное пространство» (г. Орел), режиссер Сергей Пузырев;
• гран-при фестиваля – Московский областной театр драмы и комедии (г. Ногинск), спектакль «Альпийская баллада», режиссер Вера Анненкова;
• лучшая режиссерская работа – режиссер Александр Баранников за спектакль по пьесе В. Гуркина «Саня, Ваня, с ними Римас», Калужский областной драматический театр;
• лучшая мужская роль – Олег Дякин за роль Михасева в драматической балладе по А. Дудареву «Не покидай меня», драматический театр «Бенефис» (г. Елец);
• специальный приз Орловского отделения Союза театральных деятелей – актер Алексей Чубаков, Брянский областной театр юного зрителя, военная драма в двух действиях «А зори здесь тихие…» по Б. Васильеву;
• лучший актерский ансамбль – Брянский областной театр юного зрителя спектакль «А зори здесь тихие…»;
• лучшая женская роль – актриса Анна Тимошина за роль Гелены в спектакле по Л. Зорину «Варшавская мелодия», Тамбовский государственный драматический театр;
• лучшая женская роль второго плана – Татьяна Рогачева за роль Мамы Гриши, солдатки в спектакле по С. Холкину «Чем дальше мы уходим от войны», драматический театр (г. Мичуринск);
• специальный приз Орловского областного Совета депутатов – камерный драматический театр под руководством Б. Голодницкого (г. Кострома) за музыкальный спектакль «Горячий снег»;
• лучшая мужская роль второго плана – Федор Казаков, Московский областной театр драмы и комедии (г. Ногинск), спектакль «Альпийская баллада»;
• за раскрытие темы патриотизма при первом знакомстве с театральным искусством – Орловский областной театр кукол, сказка «Про войну» (Н. Захарова), режиссер – Галина Смирнова;
• лучшая работа художника-постановщика – Вера Соколова, драма «Вдовий пароход», областной театр драмы им. А.К. Толстого (г. Брянск).