Большой кошмар малого бизнеса

2010-04-28

Автор: Арина ПАВЛОВА

Городские власти велели предпринимателям убрать рекламные штендеры, располагавшиеся перед магазинами и кафе. В редакции «ОВ» раздалось несколько звонков.
15 апреля многие орловцы, наверняка, не сразу узнали давно знакомые улицы. А в редакции «ОВ» раздалось несколько звонков от озадаченных и возмущённых предпринимателей: городские власти велели убрать с глаз долой все рекламные штендеры, располагавшиеся перед многочисленными магазинами, салонами, кафе.



Странное предписание

– 14 апреля я получил предписание за подписью начальника отдела по Железнодорожному району управления АТК Л.Я. Сороченкова. В нем говорилось, чтобы до 18 часов 15 апреля с городской территории была убрана «незаконно установленная выносная рекламная конструкция». В противном случае будут применены меры административного воздействия, – рассказал «ОВ» индивидуальный предприниматель Сергей Ефимов.

И аналогичное предписание получил не он один.

– Что особенно возмущает: документ принесли, а в нем и словом не разъясняется, что именно мы нарушаем! – поделилась владелица небольшого магазина Светлана.

Чтобы выяснить смысл загадочного предписания, так взбаламутившего представителей малого бизнеса города, мы обратились в мэрию. Тем более, издавало документ управление административно-технического контроля горадминистрации. Оказывается, здесь о народном возмущении известно не понаслышке. Более того, в пресс-службе мэрии не отрицают, что ситуация близка к конфликтной. И над ее разрешением, судя по всему, еще предстоит побиться.

– Есть Федеральный закон «О рекламе». На него и ссылается мэрия, требуя убрать незаконные рекламные конструкции с городской территории, – прокомментировала сотрудник пресс-службы горадминистрации Екатерина Костомарова.

– В настоящее время ведётся проработка этого вопроса, координация его поручена заместителю мэра Татьяне Стёпиной. Возможно, чтобы урегулировать ситуацию, потребуется разработать новый нормативно-правовой документ, который затем будет рассмотрен депутатами горсовета. В любом случае, в течение ближайшего месяца проблема эта должна быть решена.

А вот что сообщила нашему корреспонденту заместитель главы администрации по вопросам экономической политики Татьяна Стёпина:

– В соответствии с частью 9 статьи 19 Федерального закона «О рекламе», установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения, выдаваемого на основании заявления собственника или иного законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления. Для получения разрешения заявителю необходимо обратиться в управление муниципального имущества и землепользования горадминистрации с приложением документов, указанных в пункте 2.2 Положения «О размещении средств наружной рекламы в г. Орле», утвержденного решением Орловского городского Совета народных депутатов. Если для установки рекламной конструкции используется земельный участок, государственная собственность на который не разграничена, договор заключается с департаментом имущества, промышленности и информатизации области. В случае установки рекламной конструкции на земельном участке с зарегистрированным правом муниципальной собственности договор заключается с УМИЗ мэрии. Заключение договора осуществляется на основе торгов, проводимых в форме аукциона. Поскольку выносные рекламные конструкции размещаются на улицах города незаконно, управлением административно-технического контроля администрации Орла рекламораспространителям были выданы предписания о необходимости их демонтажа. В настоящее время представители УМИЗ и управления АТК контролируют выполнение предписаний.

Очистить город срочно!

Вроде бы всё логично, придраться не к чему. Однако местами логика всё же нарушается. Почему о «незаконности» раскиданных по городу штендеров вспомнили как-то вдруг? Ответ прост. На одной из последних планёрок в мэрии Виктор Сафьянов дал команду очистить город от «скверны». Естественно, до Дня Победы. И естественно, команду тут же бросились выполнять – законные основания на то моментально отыскались.

Город вычистили. Но ведь по закону получается, что сделать это должны были давно. Точнее, обязать предпринимателей получить те самые разрешения, которых, судя по исчезнувшим повсеместно штендерам, ни у кого (!) не было. При получении разрешения, как сообщили нам в пресс-службе мэрии, платится госпошлина – 3000 рублей. А если земля, на которой будет размещён рекламный щиток, принадлежит муниципалитету, существует еще и арендная плата. Выходит, раз эти деньги до сих пор не взимались, их недополучал бюджет. Если ситуацию должен был контролировать какой-то чиновник или отдел, почему это не делалось? И кто понесет за это наказание? А если дело в несовершенстве местного законодательства, почему сразу нужно было принимать «радикальные меры»? И не получится ли так, что пройдет 9 Мая, главу

города перестанут раздражать «разнопёрые рекламки» на орловских улицах, и все вернется на круги своя, с тем же «несовершенством» и «безответственностью».

В любом случае, сейчас крайними оказались орловские предприниматели. И некоторые из них намерены решать проблему в судебном порядке.

Как у других?

Рязань

В августе 2009 года рязанская городская Дума утвердила Правила размещения объектов наружной рекламы и информации в Рязани.

Документ был разработан «в целях усиления муниципального контроля за процессом формирования благоприятной архитектурной и информационной городской среды». Правила определяют требования к территориальному размещению, внешнему виду и техническим параметрам рекламных конструкций, а также порядок выдачи разрешений на установку носителей на территории города. Кроме того, в правила внесены изменения, согласно которым не разрешается размещение штендеров (выносных щитовых конструкций) на первой и второй категории улиц (все площади города, Первомайский проспект, Московское шоссе, улицы Гагарина, Грибоедова и др.). Теперь собственникам магазинов, размещенных в этих зонах, будет запрещено выставлять эти рекламоносители.

При этом между чиновниками и депутатами разгорелся спор относительно запрета штендеров. Законодатели отмечали, что ограничение может негативно сказаться на развитии малого бизнеса города, особенно в условиях кризиса. Чиновники аргументировали запрет тем, что штендеры мешают пешеходам и портят внешний вид улиц.

Владивосток

В последнее время не раз возникали разговоры о запрете на размещение рекламных щитов в историческом центре Владивостока и сокращении подобных конструкций вообще. Тем не менее, как утверждают в управлении регулирования рекламной деятельности администрации Владивостока, рекламные щиты вряд ли вообще получится убрать с улиц города, так как законы экономики доказывают необходимость наличия такого явления как реклама. Все же, сокращение количества рекламных конструкций будет проходить по мере принятия концептуальных решений относительно благоустройства центральных улиц города и по мере истечения действующих договоров на предоставление рекламного места.

Во Владивостоке в данный момент зарегистрировано около 3000 рекламных конструкций (в том числе такие формы, как вывески, указатели, штендеры и т.п.).

В городе постепенно идет процесс замены привычных щитов 3х6 на новые рекламные конструкции. Также в последнее время можно наблюдать замену существующих конструкций на призмавижны, которые устанавливаются как более современная альтернатива билбордам 3х6.

Рекламораспространители не остаются в стороне от нововведений. Они намерены поменять существующие конструкции на так называемые скроллеры — современные конструкции с внутренней подсветкой и динамической сменой изображений, оснащенные системой, которая позволяет менять от трех до шести изображений.

Все рекламные конструкции размещаются на основании выдачи разрешения на установку. Разрешение выдается управлением регулирования рекламной деятельности администрации Владивостока. В случае, если конструкция находится на муниципальной собственности, разрешение можно получить только на основании договора возмездного предоставления муниципального рекламного места, заключенного между рекламораспространителем и администрацией. В остальных случаях договор заключается с собственником земли или здания, на котором устанавливается конструкция, а затем необходимо получить разрешение в администрации города.

Отчисления же в бюджет города происходят за каждую установленную конструкцию согласно тарифам, утвержденным Думой Владивостока. За 2008 год поступления в казну от рекламы составили более 43 млн руб. Это только согласно тарифам, не считая налоговых отчислений.