Божественный сад, или Третий ключ

2020-07-08

Автор: Ирина Крахмалева

В июне в Латвии отмечается день фольклора. И главным местом празднования такового выбрана Турайда (в переводе с латышского означает «сад Бога»). Во время одного из путешествий в окрестностях Риги нам удалось узнать об известном латвийском фольклористе, более 25 лет проживавшем в Воронежской губернии, а также о легендах и красотах древнего поселения гауйских ливов.



Из парка Трех ключей

В одном из материалов «Орловского вестника» мы рассказывали, как очутились под Ригой, начав свой маршрут с парка Тростей с тремя ключами – символом триединства поселений Сигулды, Кримулды и Турайды. В апреле 2018-го я посетила первые два объекта, а осенью отправилась в Турайду. Для пешеходов и велосипедистов разработан подробный маршрут к главным достопримечательностям всех трех поселений.

Взяв напрокат понравившееся двухколесное транспортное средство, совершила марш-бросок к берегам величественной Гауи. Если в Кримулду из Сигулды можно попасть по канатной дороге, то в Турайду пришлось ехать в совершенно спортивном стиле, преодолевая трассы с солидным уклоном то вверх, то вниз. Но, поверьте, оно того стоило. На Турайдский музей-заповедник площадью около 42 га лучше закладывать 4–5 часов свободного времени.

Турайдская Роза

Первый важный объект осмотра на пути – пещера Гутманя. С высотой потолка в 10 метров и длиной почти в 19 метров она считается самой крупной в Прибалтике. Образовалась пещера в скале желто-красного песчаника потоками и подземными источниками реки Гауи. Здесь и по сей день протекает ручей, из которого местные жители берут освежающую воду. Для туристов пещера привлекательна тем, что стены ее украшены памятными письменами – именами, датами, родовыми гербами (справедливости ради добавлю, что есть и рукотворные новоделы, но фактов вандализма замечено не было, а внимание все-таки поглощают именно старинные письменные знаки, аж с XVII века).

Место легендарно и само по себе, так как связано с именем Турайдской Розы – так прозвали местную девушку Майю за небывалую красоту. Польстился было на красавицу и польский офицер, заманив ее в пещеру Гутманя. Но Майя, обещанная своему жениху Виктору, обхитрила обидчика, подставив свою шею, обвитую якобы волшебным шелковым платком, неуязвимым для меча. Турайдская Роза выбрала гибель, сохранив свою девичью честь. За то народ наградил ее уважением и вечной памятью.

Могила девушки одиноко стоит на церковной горе напротив одной из старейших деревянных церквей в Латвии (с искусным алтарем работы XVIII века). Здесь посажена липа – тем самым женихом Майи – Виктором, а сама мраморная доска гласит: «Турайдская Роза, 1601–1620». И поныне это значимое место для паломничества новобрачных.
Отец дайн

В Риге и Сигулде установлены памятники Кришьянису Баронсу, фольклористу, собирателю латышских народных песен – дайн. В честь него неподалеку от Турайдского замка основан холм Дайн.

Духовный опыт народа Латвии, его характер и мировоззрение отразились в народных песнях. Интересно, что именно в России был высоко оценен главный труд жизни Кришьяниса Баронса (1894–1915). Получив образование в Дерптском (Тартуском) университете, Баронс сначала писал об эстонских народных песнях, привлекая внимание общественности к необходимости собирания и латышского фольклора. Составил обзор-исследование по литературе, образу жизни и культуре коренных жителях Прибалтийского края.

Наездами в Воронежской губернии (ныне Белгородская область), вдали от родины, Баронс провел 26 лет своей жизни, с июня 1867 года: писал, что познакомился с условиями, в которых ему предлагалось жить, и нашел, что они «не злые». Кришьянис Баронс стал домашним учителем в семье Ивана Станкевича, родного брата поэта и вольнодумца Николая Станкевича. Интересно, что Баронс уезжал в теплое время года в Удеревку, где свое последнее лето встретил орловец, историк Тимофей Николаевич Грановский.

Кришьянис Баронс составлял каталог народных латышских песен. Потом, уже в Москве, на заказ был изготовлен шкаф дайн (копия хранится в музее-квартире в Риге), огромный каталог с картотекой на 73 выдвижных ящика. Накопленный материал сначала был опубликован при поддержке Московского общества друзей естественных наук, антропологии и этнографии. Завершился труд К. Баронса публикацией собрания духовного наследия латышей уже в Петербурге.

Холм Дайн в Турайде был открыт в 1985 году в честь 150-летия фольклориста Кришьяниса Баронса. Летом здесь проводят фольклорные фестивали и народные гуляния. А в саду Песен установлено 26 каменных скульптур на тему латышского фольклора.

Замок рижского архиепископа

В средние века Турайда (название дали местные племена ливов) была местом присутствия епископа Альберт. Турайдский красный каменный замок представлял собой большое хозяйство, центр наместничества и военную крепость. Известен с 1214 года и просуществовал до 1776 года, когда в замке кто-то неосторожно произвел выстрел, отчего загорелись деревянные постройки. Увы, их больше не восстановили. Собственно, в конце XVII века и было утрачено значение самого замка, а во второй половине XX века приступили к его изучению, для чего понадобилось законсервировать средневековые постройки.
Среди ученых Турайда считается одним из наиболее исследованных с точки зрения археологии средневековых замков в странах Балтии.

Сегодня объект представляет собой музей-заповедник, в котором восстановлены крепостные стены и башни, внутри экспонируются археологические находки разных периодов. В музеефицированных залах есть справочная информация, в том числе на русском языке. Посетители заповедника могут осмотреть помещения замка, спуститься в средневековые подвалы, увидеть тюрьму, помещения для пушек и стражников.
Но самое главное – со смотровой площадки главной башни взору доступна немыслимая панорама края: перед вами как на ладони лежит пейзаж древней долины Гауи. Осенью эти места особенно живописны.

***
Как видно, третий ключ, он же Божественный сад, открывает путь к памяти о былых событиях местности и смыслам, которыми каждый волен обогатиться сообразно собственным интересам.