Бюджеты регионов: последствия COVID-19

2020-09-24

Автор: Виталия Плахова

Эксперты Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара проанализировали, как субъекты Федерации пережили трудную эпидемиологическую ситуацию, охватившую всю страну. Как коронавирус ударил по доходам и расходам регионов в первом полугодии 2020-го, выяснял «ОВ».



Доходы

Вопреки эпидобстановке и введению режима самоизоляции общий доход региональных бюджетов в России вырос на 2,1 процента. Положительной динамике мы обязаны не возросшей сознательности физических и юридических лиц, решившихся на досуге погасить имеющиеся долги по налогам и сборам (и таким образом поддержать родной край в период закрытия предприятий), а трансфертам из федерального бюджета.

Для справки: налоговые и неналоговые доходы упали на 8,9 процента. Лидерами снижения ожидаемо стали налог на прибыль предприятий и НДФЛ. В плюсе оказались только акцизы. Что неудивительно с учетом роста продаж алкоголя в период самоизоляции. Но даже этот источник дохода казны едва ли покрыл бы все нужды.

За счет чего же бюджеты радуют красивыми цифрами по строке доходов, спросите вы. Отвечу. Только за счет вливаний из федерального центра (+57,4 процента) региональные власти не только не допустили сокращения консолидированных бюджетов наименее обеспеченных территорий, но и сделали возможным высокие темпы роста. С плюсом окончили первое полугодие все виды межбюджетных трансфертов: дотации (+64,1 процента), субсидии (+82,6 процента), субвенции (+26,3 процента) и иные межбюджетные трансферты (+52,1 процента).

Таким образом, российскому правительству пока удается не только не допустить снижения бюджетных доходов у финансово неустойчивых территорий (к коим можно отнести и зависимую от федеральных дотаций Орловщину), но и, напротив, обеспечить им комфортные финансовые условия для устойчивого исполнения расходных обязательств, реализации антикризисных мер и национальных проектов.

Расходы

COVID-19 и связанные с ним ограничения прошлись катком практически по всем сферам экономической жизни региона. Естественно, увеличились и расходы на их поддержку.
Федеральные и областные чиновники, по их уверениям, поддерживали страдающие от пандемии коронавируса предприятия и население как могли. Расходы бюджетов на это в целом увеличились на 19,1 процента. Лидерами по росту расходов стали Москва (+35,7 процента), Республика Адыгея (+32,5 процента) и Республика Калмыкия (+32,1 процента). На Орловщине из областного бюджета израсходовали 19 млрд 38 млн рублей. Прирост к аналогичному периоду 2019-го 6 млрд рублей (16 процентов).

Как отметили в обладминистрации, в первоочередном порядке финансировались: заработная плата с начислениями работникам бюджетной сферы – 3,5 млрд рублей (+15,7 процента), публичные нормативные обязательства и социальные выплаты – 3,2 млрд рублей; страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения – 1,5 млрд рублей; межбюджетные трансферты муниципальным районам и городским округам (без Дорожного фонда Орловской области) – 5 млрд 30,2 млн рублей (с приростом на 572,3 млн рублей, или 12,8 процента.

3,4 млрд рублей были выделены на отрасли, поддерживающие национальную экономику (+12,2 процента). Основными направлениям в данном разделе являются поддержка сельского хозяйства – 753,4 млн рублей, а также расходы, осуществляемые из Дорожного фонда Орловской области, – 2 млрд 135,7 млн рублей.

Госдолг

Сохраняющееся превышение темпов роста расходов над доходами бюджетов не могло не сказаться на динамике госдолга регионов. Общий долг превысил 2,14 трлн рублей. Орловская область попала в список субъектов, где размер обязательств превзошел сто процентов объема налоговых и неналоговых доходов казны. Указанный потолок превышен на два процента.
Согласно данным обладминистрации, наш регион задолжал около 19,8 млрд рублей. По сравнению с июнем госдолг вырос почти на 2 млрд рублей. Львиную долю составляют коммерческие кредиты (свыше 8,2 млрд рублей). Увеличение показателя зафиксировано по строчке бюджетных займов (6,5 млрд рублей). В структуре долга отмечены и 5 млрд рублей в государственных облигациях. Таким образом, мы занимаем 83-е из 85 мест в списке регионов-должников.

Высокий уровень государственного долга также отмечен в Республиках Мордовия (217 процентов к объему налоговых и неналоговых поступлений) и Хакасия (127,5 процента). В этот список также попали Удмуртская республика, Костромская и Псковская области.

Жить по средствам

Сложно представить, как Орловская область обошлась бы без финансовых вливаний из федерального центра. Чтобы предупредить такую ситуацию, областные власти, как сообщает «Орелград», пересмотрели бюджетную политику. Так, из проекта постановления об основных направлениях бюджетной и налоговой политики региона на 2021–2023 годы, подготовленного департаментом финансов Орловской области, следует, что в ближайшие три года дополнительным вызовом для региона будет являться «ликвидация последствий падения экономических показателей в связи с пандемией».

«Необходимо проведение мероприятий, направленных на рост доходного потенциала Орловской области и оптимизацию расходов областного бюджета, позволяющих с 2020 года в полном объеме обеспечить исполнение расходных обязательств без привлечения средств дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации», – говорится в проекте постановления.

На днях Владимир Путин в режиме видеоконференции заслушал доклады представителей разных отраслей о том, как они пережили тяжелые времена. Подводя итоги, президент РФ отметил, что борьба с инфекцией сплотила и сделала сильнее регионы, а потери бюджетов оказались минимальными. «В целом наша экономика, все ее ключевые звенья и критически важная инфраструктура, включая инфраструктуру нового поколения, доказали, что способны быстро адаптироваться к серьезным вызовам и в непростых условиях работать без сбоев», – подчеркнул Путин.