Чехов по-мариупольски

2023-03-23

Автор: Есения Коврова, фото Петра Мусатова

16 марта в рамках межрегионального направления «Больших гастролей» на сцене ОГАТ им. И.С. Тургенева прошел показ спектакля «Водевили» (16+) Мариупольского республиканского академического ордена «Знак Почета» русского драматического театра. Комедию по одноактным пьесам-шуткам А.П. Чехова «Юбилей», «Медведь» и «Предложение», поставленную режиссерами Ларисой Колесник и Сергеем Мусиенко, оценил корреспондент «ОВ».



Водевиль с балетом

Темный занавес с инициалами-вензелями бессмертного классика, белоснежная стремянка в центре, в тон ей буфет, столик и диван с «сердечными» подушками – вот, пожалуй, и вся меблированная обстановка чеховских комедий, будь то кабинет банка, гостиная усадьбы Поповой или Чубукова. Небогатые декорации собирались буквально по крупицам: старинную мебель режиссер нашел в разрушенном здании, а костюм одной из артисток и вовсе пошили из бельевого мешка, найденного на вокзале… Но, как пели актеры до антракта и после: «Водевиль снова вернулся на сцену, чтобы разжечь в наших душах желанный пожар», а вовсе не удивить своим убранством.
Зато не у каждой труппы есть собственный балет и оркестр народных инструментов, которые в самые драматичные моменты сюжета вносили свою лепту: всю неловкость ситуации еще больше «подсвечивали» ударными, паузы и переход к следующему произведению – танцами в народных костюмах. Порой второстепенные персонажи, появлявшиеся всего на пару минут в танце, заставляли зрительный зал взрываться хохотом и бурными аплодисментами.

Нешуточные страсти

Первая комедийная история, или «начало фарса», запомнилась блистательной игрой исполнителя роли бухгалтера Кузьмы Николаевича и его фразами, ставшими афоризмами. Особое настроение абсурдности поведения и «своеобразной» логики внесли персонажи-женщины – Татьяна Алексеевна и Настасья Мерчуткина, крутившие Андреем Шипучиным «как их душеньке угодно». Правда, больше всего от них страдал почему-то старый и больной бухгалтер, который все никак не мог закончить важный банковский отчет.
Уже через полчаса действо из частного коммерческого банка переместилось в гостиную усадьбы Поповой, семь месяцев пребывающей в трауре в связи с кончиной супруга. Блестящий тандем старого Кузьмы, перевоплотившегося в слугу средних лет Луку, и самой вдовы удерживал внимание зрителей до антракта. А когда к ним подключился помещик Григорий Смирнов, что уж тут началось…
Переведя дух, и артисты, и зрители, вернувшись в зал после антракта, погрузились в третий, финальный сюжет. Здесь трогательный момент – предложение руки и сердца – попал в плен «беса противоречия».
Говорят, что милые бранятся – только тешатся. А что если любящие люди только и умеют, что спорить друг с другом? Тогда их семейное счастье приобретает совсем иной смысл, о котором так пели артисты мариупольского театра со сцены: «Ах, что же за чудо: в семейном кругу вновь разойтись и вновь помириться…»
Зал рукоплескал в течение двух часов, пока шел спектакль, и особенно горячо проводил артистов со сцены после их финального поклона.