«Черная пятница»: распродажа или развод?

2022-11-23

Автор: Ксения Азаренкова, фото из соцсетей

Покупатели только оправились от сезонных скидок, скупив остатки старых коллекций и товары брендов, покинувших Россию, как на них обрушился новый циклон распродаж – «черная пятница». Корреспондент «ОВ» оказался в самом его эпицентре и узнал, что, где и почем приобретали орловцы.



Пятница – в четверг!

Дата 11 ноября в этом году стала настоящим подарком для предпринимателей и маркетологов всего мира, так как выпала на пятницу, сделав ее «черной». На самом деле только истинные шопоголики знают, что это абсолютно два разных события. Заинтригованы? Сейчас объясним, что к чему!
Виновниками скидочной лихорадки стали китайские студенты, решившие когда-то отметить День холостяка. В 2009 году их идею поддержал основатель портала AliExpress Джек Мо, устроив в этот день глобальную распродажу, взорвавшую тогда Всемирную паутину. С 2014 года акция распространилась по всему миру. И вот уже несколько лет 11 ноября в России – это неофициальный праздник распродаж, День шопинга. Как правило, одним днем это событие не ограничивается – многие бизнесмены продляют эту «акцию щедрости» на все выходные.
Думаете, уж теперь-то точно можно перевести дух?! Нет! Настоящая «черная пятница» наступит… в четверг, 24 ноября. А все потому что каждый четвертый четверг ноября жители Америки отмечают свой главный праздник – День благодарения, по многолетней традиции перетекающий в Black Friday. То есть после поедания индейки американцы устремляются в магазины в поисках крупных скидок.

«Черная лихорадка»

Накануне Всемирного дня шопинга российские эксперты провели среди потребителей опросы, планируют ли они совершать покупки в «черную пятницу». По данным «МК», почти 60% из более 7000 респондентов ответили, что собираются приобрести в этот день различные товары: 30% – электронику; 23% – косметику, аптечные товары и бытовую технику; 17% – предметы интерьера; 10% – товары для строительства и ремонта; 11% – предметы для спорта и отдыха, детские товары, 8% – канцелярские принадлежности. При этом около 30% опрошенных готовы потратить менее 500 рублей, 14% – от 500 до 1000 рублей, почти 37% – от 1000 до 5000 рублей; и только 19% смогут отдать более 5000 рублей.
Что же покупают наши соотечественники? Да все! Так, с 1 по 9 ноября только продажи телевизоров, по данным информагентства «Прайм», выросли в России в 1,5 раза. А спрос на цифровую технику в интернет-магазине Ozon уже в первые часы распродаж оказался в 7,5 раза выше, чем годом ранее. Кстати, в число наиболее популярных товаров попали смартфоны.
Еще одна востребованная категория покупок в этом году – одежда и обувь. По данным экспертов, их продажи в «черную пятницу» увеличились в разы не только в интернет-магазинах, но и в сетевых. Так, судя по надписям на дверях орловских бутиков, скидки составляли от 10% до 50% и даже 60%, а иногда попадались и баннеры «три по цене двух» или «2+1=4».
Не отставали в стремлении распродать товары и продуктовые торговые сети – «Лента», «Пятерочка», «Магнит»: акция 60% на все сковородки и кастрюли, полцены на моющие средства, скидки на товары со специальными ценниками… Дань «черной пятнице» отдавали и некоторые банки, предлагавшие кредитные карты для шопинга, а также фитнес-центры, салоны красоты, зоомагазины, турбюро и даже книжные магазины. Скидки на свои услуги в честь Дня шопинга предоставляли орловские фотографы, художники, астрологи, визажисты, а также рукодельницы, изготавливающие на дому сладости, мыло, свечи, сумки, – они снижали цены на 11% и более.

Нас не проведешь!

Однако многие орловцы, помня самую первую «черную пятницу» в России – в 2013 году, когда цифры на новых ценниках ничем не отличалась от старых или вовсе были завышены, с осторожностью отнеслись к «щедрым предложениям» продавцов. Помогать выявлять обман вызвались и сами маркетплейсы. Например, обезопасить своих покупателей от фейковых скидок решил в этом году Wildberries. Его аналитическая система в автоматическом режиме контролировала добросовестность продавцов и выявляла манипуляции с ценниками накануне распродаж. Так, к акции допустили только тех реализаторов, которые согласились скинуть от средней цены за последние два месяца минимум 15–20%.
К сожалению, на других крупных торговых интернет-площадках, судя по всему, анализ ценового поведения продавцов не проводили. Как итог, ретейлеры шли на хитрость: цены в предраспродажные дни на некоторые товары завышали, а в «черную пятницу» объявляли о скидках, но по факту, стоимость просто возвращалась назад. Приведем пример: в «черную пятницу» яндекс-станция у одного из ретейлеров на известном маркетплейсе стоила 3990 рублей (как было заявлено, вместо старой цены 4990 рублей), однако та же модель два месяца назад приобреталась корреспондентом «ОВ» за те же 3990 рублей без пресловутых скидок.
Из-за таких ценовых фокусов покупатели рискуют потратить на маркетплейсах больше, чем в обычной рознице. Но наших читателей не проведешь. «При покупке кондиционера для белья увидела, что тот в честь 11.11 стоит в интернет-магазине около 200 рублей. Сходила в ближайший магазин бытовой химии и купила такой же за 130 рублей, – делится опытом Юлия. – А еще долго ждала день распродаж, чтобы выгодно купить аппарат для маникюра. Каково же было мое разочарование, когда скидка на него составила всего 30 рублей…».
За подобными примерами далеко ходить не надо: сотрудник «ОВ», пытаясь с нескольких попыток прибрести телефон, в ответ получил лишь сообщение: «Очень много заявок, ваш заказ не обработан». Как итог – по выгодной цене предложений не оказалось.
А ряд «точек» на AliExpress вообще поднял цену. Так, автозапчасть, которая в ожидании распродажи была отложена «в закладки» за 900 рублей, с наступлением полночи 11 ноября стала стоить уже более тысячи.
Еще интереснее оказалась ситуация с приложением одного из ювелирных интернет-магазинов. Понравившиеся нашему журналисту серьги-гвоздики накануне акции стоили 6600 рублей, а после скидок… подорожали до 8990 рублей. Правда, продавец установил специальный промокод, вводя который, можно получить все ту же цену, что и до распродажи – 6600 рублей.
С подобными ситуациями во время «черной пятницы» орловцы сталкивались довольно часто. Наученные горьким опытом, они дают такой совет тем, кто намерен попытать счастья в следующий День шопинга. К марафону скидок готовьтесь заранее: составьте список необходимого, изучите цены, сопоставьте их – только так вы сможете избежать импульсивных покупок и получить удовольствие от экономии на распродажах.