«Черный» август авторынка

2023-09-04

Автор: Денис Цуканов, фото автора

Этот месяц принес авторынку мало приятных новостей. Эксперты называют его самым мрачным после весны 2022-го. В августе в России не только вырос размер утилизационного сбора, но и на фоне ослабевания рубля подросла ставка по займам на покупку машин. Чем это обернулось для автопрома, а также другие подробности – в материале «ОВ».



Закупали впрок

Повышение утильсбора в начале августа – мера, о которой федеральные власти предупреждали заранее. Поэтому крупные дилеры и небольшие компании, специализирующиеся на пригонах авто из-за рубежа, запасались до грядущего подорожания как могли.
«В этом году ввоз автомобилей в Россию показывал рост с начала года от месяца к месяцу. В июле (последний месяц перед заявленным повышением. – Прим. ред.) в нашу страну ввезли только новых легковых авто в количестве 80,3 тыс., что является максимальным показателем за последние три года. Всего же за семь месяцев импортировали 307,5 тыс. новых легковых машин. Это в 3,7 раза больше, чем в аналогичном периоде прошлого года. Резкий скачок связан с ростом цен на автомобили, который оказался неизбежным из-за ослабления рубля и повышения утилизационного сбора с 1 августа 2023 года. В связи с этим импортеры старались привезти машины до их подорожания», – уточняет Сергей Удалов, директор агентства «Автостат», добавляя, что львиная доля (78,5%) четырехколесных была импортирована из Китая.
Не чурались дилеры впрок перегонять и подержанные экземпляры зарубежного автопрома. Так, по информации Антона Леонидова, орловского представителя компании по привозу б/у машин, с начала 2023-го в Россию импортировали 271,4 тыс. штук железного секонд-хенда. Это в 2,9 раза больше, чем годом ранее. Кстати, подержанные автомобили по-прежнему чаще всего поставляют из Японии (54,5%) – Toyota и Nissan. Как итог, РФ вышла в этом году на первое место по скупке б/у авто в Стране восходящего солнца.
«Зная предпочтения орловцев, мы пригоняли в регион также «корейцев» (Kia и Hyundai). Не снижается у наших земляков интерес к подержанному Ford Focus. Если говорить о соотношении «спрос – предложение», то на одну «бэушку» претендовало минимум три покупателя, которые тоже спешили стать автовладельцами до ожидаемого роста цен», – говорит Антон Леонидов.

Заплатим потом

Как уверяет орловский эксперт, с начала года активизировались не только поставщики, но и покупатели. Подтверждает его слова и общероссийская статистика. Наши соотечественники так торопились приобрести авто до заявленного подорожания, что обновили исторический максимум по займам, взятым на приобретение четырехколесных, за всю историю автокредитования.
Спрос на займы достиг пика в июле. Тогда российские банки оформили ссуд примерно на 165 млрд рублей, что на 30,5% больше, чем в июне. Этот показатель – рекорд за всю историю автокредитования в нашей стране. Да и количество займов оказалось беспрецедентным – 113 600 договоров за месяц (на 37% выше июньского уровня), проанализировали эксперты «Автовзгляда».
Но с приходом августа об относительно доступных кредитах, судя по всему, придется забыть. После взлета доллара до ста рублей Центробанк России повысил в этом месяце ключевую ставку. И сразу 3,5% (с 8,5% до 12%) – это очень большой шаг, он применяется только в неординарных ситуациях. Но, как уточнили в ЦБ РФ, такая мера была принята из-за быстрого ослабления рубля.
Неприятность заключается в том, что от ставки регулятора прямо зависит размер процентов по кредитам для населения, в том числе и по ссудам на авто. По этой причине в начале месяца ряд банков уже повысил ставку с 11–14% до 13–17% годовых. Но то ли еще будет, считает орловский экономист-аналитик, инвестстратег Ольга Маркова.
По словам эксперта, между повышением ставки ЦБ и ростом процентов по кредитам обычно имеется двух-, трехнедельный лаг. То есть в ближайшее время мы можем наблюдать, что финансовые учреждения поднимут плату за обслуживание кредита еще на 1,5–3%. Это отсечет изрядное количество потенциальных покупателей, а значит, авторынок, а также банковский сегмент, завязанный на кредитовании покупок машин, ждут не самые лучшие времена.
Бойко стартовавшие с начала года продажи подержанных и новых машин могут снизиться, по мнению Антона Леонидова, не только из-за удорожания кредитов, но и на фоне того, что у перегонщиков и крупных дилеров заканчиваются авто, завезенные в страну, когда курс доллара равнялся 76–80 рублям. Нетрудно догадаться, что следующие партии (когда один «зеленый» равен 100 рублям) обойдутся потенциальным владельцам недешево. Прибавьте сюда расход на выросший утильсбор. И мы имеем то, что имеем. А именно…

Очумеем от цен?

С 1 по 15 августа сразу 13 марок авто подняли цены на свою продукцию. Причем такого масштабного подорожания не было давно, заявили представители «Автостата» и сайта «Цена авто», проанализировав имеющиеся предложения на рынке. Удивительно (ведь утильсбор повысили на ввозимые иномарки, чтобы стимулировать спрос на отечественный транспорт), но лидирует тут «Москвич», расценки на который подняли более чем на 10% (в деньгах прибавка составила 228–392 тыс. рублей).
Еще несколько марок, как выяснил «ОВ», обзвонив орловские автосалоны и проанализировав федеральную статистику, тоже повысили цены на весь модельный ряд. Так, автомобили Chery прибавили по 60 тыс. рублей (плюс 1,3–2,8%). Бренды BAIC и Kaiyi подняли цены в среднем на 4%, Omoda – на 1,6–2,3%, FAW – на 1,6–7%. Компания Changan имеет в своей линейке 14 моделей, 10 из которых подорожали в первую половину августа. В зависимости от модели рост составил от 70 тыс. до 320 тыс. рублей (плюс 3,4–8,2%). На три модели подняли цены марки Geely (плюс 0,9–2,7%) и JAC (плюс 1,1–1,6%). А вот бренды GAC, Great Wall и Haval ограничились повышением стоимости только одной модели.
Но то ли еще будет, считает Ольга Маркова. Орловский инвестиционный эксперт предполагает (и тут ее мнение совпадает с федеральными источниками), что в полной мере эффект от негативных фактов (ослабление рубля, повышение утильсбора и рост процентных ставок) даст о себе знать уже в сентябре. Такая синергия неизбежно и дальше продолжит взвинчивать цены на российском авторынке, а также приведет к резкому сжатию его ассортимента.
Убедиться в достоверности прогнозов экспертов (или их неточности) мы сможем со дня на день.


Справка «ОВ»

3 трлн 759 млрд
рублей потратили россияне на покупку новых
и подержанных легковых автомобилей
в первом полугодии 2023-го.