Чистота требует… средств

2022-04-27

Автор: Ксения Азаренкова

Кого-то наступление весны, а кого-то Чистый четверг сподвиг сделать дома генеральную уборку. Однако в новых реалиях, после введения Западом санкций, оказывается куда сложнее «держать в чистоте тело», а не только помыслы. Корреспондент «ОВ» узнал, как орловцы соблюдают традиции в условиях новых цен на чистящие и моющие средства.



Банные традиции

Начну с вопросов гигиены. И по давней русской традиции отправлюсь в одну из общественных бань. Сразу скажу, цены на здешние услуги сильно не поменялись.
По словам администратора банного хозяйства Ирины, средства для мытья закупаются в больших объемах у наших соседей-курян и в столице. Поэтому санкционные меры организацию коснулись мало.
«Спрос на наши услуги не упал, хотя в начале марта и ощущался спад. А в Чистый четверг, как и всегда, аншлаг с самого утра: сначала приходят пенсионеры, затем «эстафету чистоты» подхватывают остальные орловцы. Могут заглянуть и иностранные граждане – особенно любят баню китайцы», – говорит Ирина.
Кстати, администратор помывочной считает, что мужчины охотнее и более массово соблюдают традицию посещения бани. Видимо, для них это не только способ ухода за телом, но и повод пообщаться.

Большая стирка?

А вот жизнь многих женщин в Чистый четверг проходит под лозунгом «Большая стирка». В режиме «все успеть» прекрасная половина человечества стирает шторы, чистит ковры, моет окна, а также убирает зимнюю одежду в дальний угол шкафа, предварительно стирая ее.
Правда, не каждая женщина готова стать золушкой даже на один день, поэтому решением этой проблемы в современном мире являются химчистки, которых, как оказалось, не так уж и много в нашем городе. Интернет говорит, что, например, в Советском районе такая всего одна. В это время в прошлом году, помнится, очередь в нее выходила далеко за пределы помещения приемки товара. Придя в будний день накануне праздника, я заметила лишь пару клиентов. Видимо, расстроенная этим фактом, владелица заведения отказалась говорить о положении дел, ценах и возможных проблемах с поставщиками.
Кстати, еще месяц назад компания-гигант P&G предупреждала россиян о повышении отпускных цен на средства гигиены и бытовой химии в среднем на 40%. В апреле об уходе с российского рынка заявил и крупнейший европейский концерн по производству бытовой химии, косметических и строительных товаров Henkel.
А вот Владимир, владелец химчистки обуви, не стал скрывать, как мировые изменения влияют на стоимость его услуг по приведению в порядок и реставрации обуви. Организация столкнулась с подорожанием в два раза основного компонента для чистки, а позже и вовсе с уходом итальянского производителя с российского рынка, что, безусловно, стало проблемой.
«Однако мы не растерялись и обратились к отечественному производителю, кстати, нашему соседу – предприятию в Курской области, выпускающему схожий продукт, – рассказывает Владимир. – Если с подорожанием материалов для ремонта обуви уже как бы свыклись, то поиски альтернативы для реставрации (краски, жидкие кожи, крема, воски и т.д.) пока проходят с меньшим успехом. Их основной производитель – США, поэтому сейчас возникают трудности с приобретением этой продукции. Но, несмотря на это, мы оставили цены на прежнем уровне».
К слову, в сравнении с прошлым годом поток клиентов у Владимира увеличился. Простое объяснение этому – уход из России известных брендов и разумное потребление. Например, некоторым орловцам проще заплатить примерно 800 рублей за чистку пары дорогой обуви, чем приобретать новую.

Окно в чистоту

Как узнать, что приближается Пасха? Просто нужно, оторвав взгляд от свеженачищенной обуви, поднять глаза вверх, к ближайшим окнам, которые старательно и «до скрипа» моет вся семья.
Роман, владелец компании, занимающейся клинингом, поясняет, что в 2022-м, несмотря на рост цен из-за санкций, клиентов стало даже больше: «Наши поставщики на волне мировых изменений необоснованно подняли стоимость товаров в полтора раза, даже отечественные производители. В связи с этим с некоторыми из них пришлось попрощаться и найти им альтернативную замену. Неожиданно перемены пошли нам на пользу. Цены на наши услуги где-то подросли, а где-то остались на том же уровне. Хотя в целом ощущаем психологическое давление от происходящего, но в такие моменты «пика» всегда помним, что когда-то мы открывались, не чтобы закрыться. Трудности есть всегда».
Аналогично настроен и предприниматель Евгений, занимающийся чисткой ковров. Он уверен, что и при ужесточении санкций его дело не свернется.
«Каждый год наблюдаю прирост заказов. Раньше в этом помогали соцсети, после их блокировки пытаемся направить поток клиентов на отечественные площадки, – говорит Евгений. – Конечно, события в мире отразились и на нашей деятельности – пришлось перейти на моющие средства российских производителей. Правда, это нас не сильно спасло – цены на них сегодня поднялись тоже…».

Своими силами

Тех, кто привык наводить порядок дома сам или просто-напросто не может позволить себе таких профессионалов чистоты, больше интересует бытовая химия из ближайшего супермаркета. Поэтому, вооружившись корзинкой для покупок, отправляюсь прямиком туда. На стеллажах между белыми ценниками кое-где мелькают красные – выходит, скидки и акции не исчезли!
«Стоит посмотреть на дату ярлыка, становится понятно, что таких «уценок», как раньше, уже не будет. Скидка идет от апрельской стоимости, – объясняет менеджер магазина. – Изменилась цена товаров зарубежных компаний-гигантов. Так, стиральный порошок в среднем подорожал на 150 рублей, средства для мытья окон – на 50–60 рублей».
Появившиеся в марте шутки о просто космических ценах на капсулы для стирки во многих торговых сетях стали вполне суровой реальностью. В отделе бытовой химии под табличкой: «В магазине проходит переоценка. Стоимость можно уточнить на кассе» замечаю ценники, от которых волосы просто дыбом встают: 699, 899, 1099, 1149… За разъяснением происходящего «химического безумия» директор магазина, не долго думая, отправляет меня в главный офис в далекий южный город. А может, сразу в Федеральную антимонопольную службу?


Справка «ОВ»

Управление Федеральной антимонопольной службы (ФАС) открыло в Орловской области горячую линию по вопросам повышения цен. Оставить обращение жители региона могут по телефону 8 (4862) 475-584 или электронной почте to57@fas.gov.ru.