Чтения… с собакой

2024-03-20

Автор: Виталия Румянцева, фото библиотеки им. М.М. Пришвина

В наш век Интернета и гаджетов все реже можно встретить ребенка, который любит читать. Как подружить малыша и книгу, каким способом привить любовь к чтению? Похоже, ответ на эти вопросы нашли в Орловской областной детской библиотеке им. М.М. Пришвина.



Вместо кнута и пряника

Будучи мамой десятилетнего сына, не понаслышке знаю, как сложно в век современных технологий увлечь детей чтением. Самая красочная книга априори проигрывает навороченной компьютерной анимации или гаджету. Конечно, можно заставить читать из-под палки, используя родительский авторитет или посулив взамен материальные блага. Но метод кнута и пряника – не самый лучший способ манипуляций собственным дитятей: насильно, как говорится, мил не будешь.
Как итог, многие родители, ставшие на сторону угроз и посулов в вопросе домашнего чтения, раз за разом осознают свое фиаско, заслышав по окончании оговоренного с чадом времени гнусаво-протяжное «Ну, мааам, долго еще читать?». А хочется выстроить отношения ребенка с печатными изданиями, завязанные на искренней любви и неподдельном интересе.
В детской библиотеке им. М.М. Пришвина придумали способ подружить детей с книгой. Таким ноу-хау стали чтения… с собакой, стартовавшие в сентябре 2019 года. Как рассказала сотрудница библиотеки Маргарита Сорокина, первыми, а впоследствии и постоянными собаками-слушателями стали воспитанники кинологического центра «Орлиное гнездо». Но и новым «хвостикам» тут рады. Важное условие – животное должно быть здорово, дрессировано, с паспортом прививок и уравновешенным характером.

Выбор обнюхан и одобрен

Участником необычного детского мероприятия «Почитай собаке книгу» (6+) стала и я вместе со своей ши-тцу Шеной. Так как мой питомец соответствует всем требованиям, мы были приглашены на «пушистые чтения».
Войдя в зал, увидели на лицах присутствующих – как детей, так и их родителей – широкие улыбки. После «обнимашек» – непринужденная беседа-знакомство, в ходе которой я рассказала маленьким участникам о породе собаки, почему их прозвали «хризантемами», о своей работе в организации помощи животным «Кот и Пес» и необычных подопечных, оказавшихся на нашем попечении. Особенно заинтересовал младшеклассников случай спасения совы-сплюшки, впервые за сто лет залетевшей на Орловщину из-за давшего сбой природного навигатора.
«Хотим читать про сову», – зашептались дети. И такая книга в библиотеке нашлась! Шена, уткнувшись носом в произведение Александры Калининой, одобрительно обнюхала обложку, чем вызвала неподдельный восторг у ребят.

Благодарный слушатель

На чтение каждому отводится по 15–20 минут. Наша с собакой задача – создать условия, чтобы дети получили удовольствие от процесса – заинтересованно слушать. При этом не мешать, не перебивать, не торопить, не делать замечаний, пока ребенок сам не попросит помощи. А в небольших перерывах провести игры с собакой, конкурсы на восприятие текста.
Со своей задачей, судя по отзывам детей и родителей, мы с Шеной справились, как и в целом студия чтения с животными. Дабы не быть голословной, приведу слова мамы самого младшего участника нашей встречи: «Сын читал слабо и, откровенно говоря, с ленцой, но после нескольких занятий с собаками стал воспринимать книгу не как скучную повинность, а как увлекательное развлечение. Пропало чувство неловкости от чтения вслух, он больше не боится запнуться, произнеся слово неправильно. Ведь собака не оценивает его неидеальное чтение, не ругает, не осуждает, а, положа голову на колени, ненавязчиво поддержит, подбодрит».
Что ж, этот замечательный пример наглядно показывает, что заставить полюбить книги нельзя, но найти подход и подружить детей с печатными изданиями можно. И орловская библиотека им. М.М. Пришвина в этом явно преуспела.