Что люди скажут?

2010-10-08

Автор: Елена Майорова

Депутат я, или право имею? И не будет ли мне стыдно перед потомками за принятое сегодня решение? Волновали ли эти вопросы депутатов орловского горсовета, принявших участие в 68-й сессии, мы не знаем. Как образно выразился один нерядовой народный избранник, «по делам их узнаете их». Каковы же были эти дела? Об итогах сессии горсовета материал корреспондента «ОВ».



Сначала примем, потом послушаем народ

Самым ожидаемым и самым обсуждаемым — как до, так и во время заседания — стал законопроект об отмене всенародных выборов мэра и последующем назначении его из числа депутатов горсовета. По инициативе мэра Орла Виктора Сафьянова, в главном городском документе, так сказать, местной конституции, могут произойти неоднозначные изменения. По проекту чиновников, выработанному не без помощи представителей общественного экспертного совета при горадминистрации, планируется установить официальные символы города — герб, флаг, гимн, упорядочить процедуру вступления в должность мэра города, исключить из устава перечень полномочий, которые не вправе осуществлять первый зам. мэра в его отсутствие, и т.п.

Примечательно, что именно в такой последовательности представители городской власти начинают перечислять основные изменения в главном городском документе. Словно как в наивной детской игре за «гимном, гербом, флагом» пытаются спрятать то главное, что таит в себе новый устав. Вовсе не эти, скорее чисто технические моменты взволновали город.

Речь идет о том, оставят ли народу право самому решать, кто будет руководить городом, или сами решат за него. За нас. Именно смена модели выборов городского главы и предстоящий переход на систему выборов его из числа депутатов горсовета вызвала неоднозначную реакцию у людей, в частности, некоторых народных избранников. Депутат Ветохин напомнил коллегам, особенно тем, кто не первый год работает в горсовете, что несколько лет назад именно введение прямых мэрских выборов было расценено общественностью, политологами и самими депутатами как шаг на пути к демократизации. И вот сегодня, получается, горсовет делает шаг назад. По убеждению представителей фракции КПРФ, это ошибка. Именно поэтому они проголосовали против.

Оппоненты из «Единой России» выдвинули контраргумент, мол, последний мэр, кстати, шедший на выборы при поддержке коммунистов, был всенародно избран, и что? В итоге город какое-то время вообще был «бесхозным». А с мэра, избранного из числа депутатов, якобы и спросить будет легче, и от должности его, если не дай бог что, легче отстранить. В целом, народные избранники решили пока принять законопроект в первом чтении, а потом провести процедуру публичных слушаний, чтобы понять настроение народных масс. Так, например, по мнению депутата Паршикова, «народу все равно, как будут избирать мэра, лишь бы жилось и работалось хорошо».

Получается, депутаты сделали свое дело, слово за народом. Насколько нам «все равно, как будут выбирать мэра», покажут публичные слушания.

Помимо прочего, у депутатов были и сомнения, не нарушит ли новый устав хрупкий баланс между исполнительной и законодательной властью, не заберут ли у горсовета ряд важных полномочий. Председатель Орловского городского Совета народных депутатов Василий Уваров уверил коллег, что ничего подобного им не грозит и, даже наоборот, горсовет получит ряд новых функций, да и районные администрации в обиде не останутся.

Еще одним принципиальным отличием нового устава станет должность сити-менеджера, назначаемого по контракту. На этот пост может претендовать житель любого уголка России при условии, что кандидатуру одобрит тот же горсовет. Правда, и здесь стал вопрос о целесообразности и экономичности этого решения. Ведь новому управленцу понадобится и новый, отдельный штат, а это дополнительная нагрузка на и без того небогатый бюджет. Тут и нынешним городским чиновникам зарплату, говорят, уже задерживают, как будут новые выживать, непонятно! В целом, по плану, структуру органов местного самоуправления в будущем составят горсовет, мэр города, администрация города, контрольно-счетная палата г. Орла.

Чесаться или «не чесаться»?

Как ни странно, примерно в одной плоскости пересеклись тургеневская Лиза Калитина и орловские бани. Вопросы «О перспективах развития памятника истории и культуры «Дом Лизы Калитиной» и «О согласовании максимальных предельных тарифов на отдельные услуги МУП «Банно-прачечное хозяйство» объединяет то, что напрямую от решения судьбы данных объектов депутаты могли бы и откреститься, сославшись на закон или отсутствие денег. Ведь средств в местном бюджете не хватает на достойное содержание уже имеющихся музейных объектов, что уж говорить про новые. Да и в банно-прачечное хозяйство вмешиваться город уже не имеет права. С тех пор как стартовала процедура конкурсного управления, бывший собственник по закону не может решать там ничего. Тем не менее, и домик Лизы Калитиной, и бани по-своему дороги душам и телам орловцев, так что городские депутаты здесь не побоялись взять на себя ответственность и проявили инициативу.

Чтобы не было стыдно перед будущими поколениями хоть за это, депутаты поручили мэрии предусмотреть в городском бюджете на следующий год ассигнования для восстановления и реконструкции домика Лизы Калитиной. Бани же, пусть находящиеся пока «в плену» у конкурсного управляющего, вроде как могут вернуться в муниципальную собственность, признаны социально-значимыми объектами, и депутаты посчитали невозможным откреститься от согласования повышения цен. Правда, депутат Щекотихин настойчиво предлагал из уважения к закону и здравому смыслу сменить название вопроса о согласовании тарифов в БПХ на «Повышение инвестиционной привлекательности бань». По его словам, «вопрос стоит не в том, мыться нам или чесаться, а в том, имеет ли горсовет право согласовывать или не согласовывать тарифы».

Конкурсный управляющий сказал, что это дело доброй воли депутатов. Могут и не согласовывать. Но зам. председателя горсовета Михаил Вдовин не участвовать в согласовании не согласился. А то, не ровен час, «придут избиратели и спросят, а что ты вообще тогда можешь?». Итак, в скором времени в выходные и праздничные дни час помывки будет стоить 95 рублей, в будни с 12 до 17 часов — 65 рублей, с 17 до закрытия — 85. Если кто-то хочет сэкономить на гигиене, придется встать пораньше, а заодно прогулять работу или институт — с 8 до 12 утра в будни час помывки будет стоить 35 рублей.

Муниципальный заказ на повышение доверия

В Орле продолжается негласная борьба Сафьянова против Касьянова. Речь идет о деятельности МУП ЖРЭП (З), направленной на привлечение под свое управление как можно большего количества жилых домов. До недавнего времени монополистом на рынке жилищно-коммунальных услуг была «Первая городская управляющая компания», возглавляемая ныне экс-мэром Александром Касьяновым. Сегодняшняя городская власть намерена взять этот рынок под свой контроль, подвязав многоквартирные дома на ЖРЭП (Заказчик) и домоуправления. Главная цель, заявленная чиновниками, навести порядок в сфере ЖКХ, повысив тем самым доверие народа. Главный инструмент — муниципальное управляющее предприятие.

Правда, пока это самое предприятие, хотя и ведет довольно успешную работу с населением, испытывает определенные финансовые проблемы. Проще говоря, никак не может расплатиться по долгам. По информации начальника управления городского имущества и землепользования С. Гридяева, просроченная кредиторская задолженность МУПа — почти сорок миллионов рублей. Именно для решения этих проблем горсовет просили согласовать продажу муниципального имущества, вырученные деньги пойдут на финансовое оздоровление муниципального предприятия.

С той же целью МУП ЖРЭП (З) просил согласовать привлечение кредитных средств. У руководителя ЖРЭП (Заказчик) прямо спросили: вернет ли кредит? Соломатин выразил уверенность, что если не случится форс-мажор, то все получится, а через год-два и вовсе удастся очиститься от долгов. Странно было бы, впрочем, услышать другой ответ.