Чудо Иерусалима

2018-09-30

Автор: Варвара Егорова

Главные ощущения, когда приближаешься к Иерусалиму, это безотчетное сосредоточенное ожидание и неконтролируемое внутреннее волнение. По мере подъезда к нему это чувство становится все сильнее. Апогея оно достигает при входе в кувуклию и преклонении колен у Гроба Господня.



Странное впечатление
Но не все впечатления, которые мне довелось испытать во время посещения Иерусалима, были сугубо положительными и волнующими. Некоторые из них можно назвать странными. Например, пока мы добирались до храма Гроба Господня, я столкнулась с таким явлением, как ортодоксальные евреи. В неприятном смысле…
Когда садилась в трамвай, меня без зазрения совести опередили два ортодокса, хотя я стояла непосредственно перед входом и заносила ногу, чтобы пройти внутрь. Они гордо прошествовали внутрь транспортного средства в своих черных широкополых шляпах, не взирая на какие-либо светские правила.
Я прежде не интересовалась особенностями жизни этого сообщества, а тут полюбопытствовала. Мне поведали, что такое поведение в отношении женщины – обычное для этих людей дело. Проблема в том, что женщину они считают лишь атрибутом к своей царственной персоне.
И чему тут удивляться? На иврите женщина, которая замужем за ортодоксом, зовется не иначе как существо при хозяине. Причем когда еврейка выходит замуж за представителя этой касты, то бреет голову наголо и даже в юности вынуждена носить парик. Спрашивается, почему она это делает? Есть две причины. Первая – религиозная: замужняя женщина должна всем своим видом показывать, что она уже занята и, следовательно, недоступна. Поэтому ее голова всегда должна быть прикрыта. Вторая причина в том, что волосы – это сексуально. Если женщина будет уделять чрезмерное внимание своей сексуальности, то это может отвлечь ее мужа от самого главного занятия в его жизни – изучения Торы.
Добавляя еще некоторые черты к характеристике этой группы, нужно сказать, что представители ее совсем не работают, получая свой небольшой доход от государства. Высшей духовной ценностью и идеалом у ортодоксов считается исполнение заповедей Торы. Причем, следование всем ее правилам и обычаям с максимальными строгостями только приветствуется.
Но это, разумеется, нельзя поставить им в упрек. А вот что, на мой взгляд, можно… Главное – это полное неприятие народа и государства Израиль. Причем весь абсурд ситуации состоит в том, что все остальное население страны работает, платит налоги и защищает этих людей, не слыша от них, мягко выражаясь, ни единого доброго слова в свой адрес.
Говорят, все население Израиля можно поделить на три группы: арабы, ортодоксальные евреи и обычные евреи. При этом работают только простые евреи. Есть даже такая поговорка: «На одном плече еврея сидит неработающий араб, на другом – ортодокс». Вот такая странная петрушка получается…

Город-символ
Следуя по колоритным улочкам Иерусалима, то и дело натыкаешься на сувениры из различных материалов, изображающих гранат. Этот фрукт, упоминаемый в священной Торе, является символом Израиля. Возникает вполне резонный вопрос: почему его так много в вечном городе? Здесь он буквально везде – в уличных инсталляциях, скульптурах и сувенирах. Ответ, на мой взгляд, очевиден. Иерусалим – бесспорный символ Израиля, а гранат в этом городе – фактически символ в символе.
Я купила в качестве подарка друзьям этот керамический фрукт в лавке, стоящей на отдалении от туристических троп. Он мне обошелся в 56 шекелей, что равнялось примерно 17 долларам. На туристических улочках за такой же гранат, только меньшего размера, могли бы попросить уже 25 долларов и более…
Цены в Израиле еще те! По российским меркам они просто заоблачные – раза в три-четыре выше по сравнению с отечественным эквивалентом. К примеру, обычный поход в магазин для покупки самых необходимых продуктов на один день может с легкостью обойтись вам долларов в тридцать только на себя любимого. А, например, покупка машины – вообще, очень дорогое удовольствие. Цена выше стоимости аналогичного автомобиля из Европы или США более чем в два-три раза и так далее, и тому подобное…
Дабы подготовить себя к посещению храма Гроба Господня, кроме сувенирного граната, я приобрела пару икон, чтобы освятить их внутри. Это можно сделать либо при входе – на Камне Помазания, либо на самом Гробе Господнем, что находится внутри кувуклии…

По улице Долороза
Когда идешь по направлению к храму, ступаешь по веками отполированным до блеска людскими стопами ступеням и боишься поскользнуться. Особенно когда представляешь, что по ним около двух тысяч лет назад шел сам Христос. Ты словно окутан внутренним волнением и трепетом.
Традиционно верующие стараются пройти к храму по Крестному, или Скорбному, пути Христа, что на улице Долороза. И хотя путь Скорби длился по ней всего 250 метров (сама улица длиной всего 600 метров), он таит в себе легенду о девяти остановках по пути следования Христа на Голгофу. (Всего их было четырнадцать. Остальные пять Христос совершил уже на территории храма.) Среди них: место приговора Христа к казни, взятие Иисусом креста, место встречи с матерью и т.д.
Храмовый комплекс включает знаменитую, вошедшую в человеческий лексикон как имя нарицательное Голгофу с местом Распятия, удивительную ротонду с уникальным куполом, под которым непосредственно расположены знаменитая кувуклия, кафоликон, или соборный храм, являющийся кафедральным для патриархов Иерусалимской православной церкви, подземный храм Обретения Животворящего Креста, храм святой равноапостольной Елены и несколько притворов. В пределах храма Гроба Господня расположены несколько действующих монастырей. Эта территория также включает ряд вспомогательных строений, галерей и т.д. Основные права владения и пользования святынями храма принадлежат Греко-православному Иерусалимскому патриархату, Иерусалимскому патриархату Армянской апостольской церкви и католическому ордену францисканцев.
Как гласит предание, храм Гроба Господня был возведен царицей Еленой на месте трех святынь: пещеры, где был захоронен, а потом вознесся Христос, горы Голгофы, где он был распят, и над знаменитым камнем Помазания, на котором он лежал, когда был снят с креста.
Надо сказать, что к Святому Гробу всегда есть непрекращающаяся очередь. Она то уменьшается, то становится просто гигантских размеров. Это зависит от наплыва туристических паломников.
Выстояв ее, вхожу в кувуклию. Приходится приклонить голову, поскольку очень низкий потолок. Сначала одна маленькая комнатка с постаментом, с которого, по преданию, ангел возвестил христианам о Воскресении Христа. Затем основное, тоже крошечное помещение, где стоит очень неприметный Гроб. Я становлюсь на колени и прошу у Господа здравия для всех, кого знаю и не знаю, и мирного неба над головой. Покидаю храм под огромным впечатлением: трясутся руки, ноги. Долго не могу прийти в себя.
Выйдя, начинаю сравнивать свои ощущения после посещения храма. Впервые я была там с экскурсией в 2017 году. Второй раз я попала в него уже частным образом – в 2018-м. Оба раза еще на подступах к кувуклии я начинала испытывать необъяснимое волнение. Причем в первый раз мои эмоции были приглушеннее, во второй раз они намного ярче и сильнее. Что же будет со мной в третий раз? (Конечно, если Бог даст еще раз приехать в Иерусалим.)


Справка «ОВ»
В Иерусалиме есть самое дорогое кладбище мира. Оно находится на Масличной, или Елеонской, горе. Туда стремятся попасть после часа икс самые богатые и влиятельные евреи всего мира. Размеры этого места для погребения огромны. Здесь уже насчитывают не менее 150 тысяч могил. А первое захоронение относят еще к первому веку до нашей эры. Стоимость одного места стартует от 100 тысяч долларов. Почему сильные мира сего так стремятся попасть на это кладбище после смерти? Славится оно тем, что, по преданию, тот, кто захоронен здесь, имеет «льготный билет» для перенесения души в рай.