Автор: Варвара Егорова
Главные ощущения, когда приближаешься к Иерусалиму, это безотчетное сосредоточенное ожидание и неконтролируемое внутреннее волнение. По мере подъезда к нему это чувство становится все сильнее. Апогея оно достигает при входе в кувуклию и преклонении колен у Гроба Господня.
Странное впечатление
Но не все впечатления, которые мне довелось испытать во время посещения Иерусалима, были сугубо положительными и волнующими. Некоторые из них можно назвать странными. Например, пока мы добирались до храма Гроба Господня, я столкнулась с таким явлением, как ортодоксальные евреи. В неприятном смысле…
Когда садилась в трамвай, меня без зазрения совести опередили два ортодокса, хотя я стояла непосредственно перед входом и заносила ногу, чтобы пройти внутрь. Они гордо прошествовали внутрь транспортного средства в своих черных широкополых шляпах, не взирая на какие-либо светские правила.
Я прежде не интересовалась особенностями жизни этого сообщества, а тут полюбопытствовала. Мне поведали, что такое поведение в отношении женщины – обычное для этих людей дело. Проблема в том, что женщину они считают лишь атрибутом к своей царственной персоне.
И чему тут удивляться? На иврите женщина, которая замужем за ортодоксом, зовется не иначе как существо при хозяине. Причем когда еврейка выходит замуж за представителя этой касты, то бреет голову наголо и даже в юности вынуждена носить парик. Спрашивается, почему она это делает? Есть две причины. Первая – религиозная: замужняя женщина должна всем своим видом показывать, что она уже занята и, следовательно, недоступна. Поэтому ее голова всегда должна быть прикрыта. Вторая причина в том, что волосы – это сексуально. Если женщина будет уделять чрезмерное внимание своей сексуальности, то это может отвлечь ее мужа от самого главного занятия в его жизни – изучения Торы.
Добавляя еще некоторые черты к характеристике этой группы, нужно сказать, что представители ее совсем не работают, получая свой небольшой доход от государства. Высшей духовной ценностью и идеалом у ортодоксов считается исполнение заповедей Торы. Причем, следование всем ее правилам и обычаям с максимальными строгостями только приветствуется.
Но это, разумеется, нельзя поставить им в упрек. А вот что, на мой взгляд, можно… Главное – это полное неприятие народа и государства Израиль. Причем весь абсурд ситуации состоит в том, что все остальное население страны работает, платит налоги и защищает этих людей, не слыша от них, мягко выражаясь, ни единого доброго слова в свой адрес.
Говорят, все население Израиля можно поделить на три группы: арабы, ортодоксальные евреи и обычные евреи. При этом работают только простые евреи. Есть даже такая поговорка: «На одном плече еврея сидит неработающий араб, на другом – ортодокс». Вот такая странная петрушка получается…
Город-символ
Следуя по колоритным улочкам Иерусалима, то и дело натыкаешься на сувениры из различных материалов, изображающих гранат. Этот фрукт, упоминаемый в священной Торе, является символом Израиля. Возникает вполне резонный вопрос: почему его так много в вечном городе? Здесь он буквально везде – в уличных инсталляциях, скульптурах и сувенирах. Ответ, на мой взгляд, очевиден. Иерусалим – бесспорный символ Израиля, а гранат в этом городе – фактически символ в символе.
Я купила в качестве подарка друзьям этот керамический фрукт в лавке, стоящей на отдалении от туристических троп. Он мне обошелся в 56 шекелей, что равнялось примерно 17 долларам. На туристических улочках за такой же гранат, только меньшего размера, могли бы попросить уже 25 долларов и более…
Цены в Израиле еще те! По российским меркам они просто заоблачные – раза в три-четыре выше по сравнению с отечественным эквивалентом. К примеру, обычный поход в магазин для покупки самых необходимых продуктов на один день может с легкостью обойтись вам долларов в тридцать только на себя любимого. А, например, покупка машины – вообще, очень дорогое удовольствие. Цена выше стоимости аналогичного автомобиля из Европы или США более чем в два-три раза и так далее, и тому подобное…
Дабы подготовить себя к посещению храма Гроба Господня, кроме сувенирного граната, я приобрела пару икон, чтобы освятить их внутри. Это можно сделать либо при входе – на Камне Помазания, либо на самом Гробе Господнем, что находится внутри кувуклии…
По улице Долороза
Когда идешь по направлению к храму, ступаешь по веками отполированным до блеска людскими стопами ступеням и боишься поскользнуться. Особенно когда представляешь, что по ним около двух тысяч лет назад шел сам Христос. Ты словно окутан внутренним волнением и трепетом.
Традиционно верующие стараются пройти к храму по Крестному, или Скорбному, пути Христа, что на улице Долороза. И хотя путь Скорби длился по ней всего 250 метров (сама улица длиной всего 600 метров), он таит в себе легенду о девяти остановках по пути следования Христа на Голгофу. (Всего их было четырнадцать. Остальные пять Христос совершил уже на территории храма.) Среди них: место приговора Христа к казни, взятие Иисусом креста, место встречи с матерью и т.д.
Храмовый комплекс включает знаменитую, вошедшую в человеческий лексикон как имя нарицательное Голгофу с местом Распятия, удивительную ротонду с уникальным куполом, под которым непосредственно расположены знаменитая кувуклия, кафоликон, или соборный храм, являющийся кафедральным для патриархов Иерусалимской православной церкви, подземный храм Обретения Животворящего Креста, храм святой равноапостольной Елены и несколько притворов. В пределах храма Гроба Господня расположены несколько действующих монастырей. Эта территория также включает ряд вспомогательных строений, галерей и т.д. Основные права владения и пользования святынями храма принадлежат Греко-православному Иерусалимскому патриархату, Иерусалимскому патриархату Армянской апостольской церкви и католическому ордену францисканцев.
Как гласит предание, храм Гроба Господня был возведен царицей Еленой на месте трех святынь: пещеры, где был захоронен, а потом вознесся Христос, горы Голгофы, где он был распят, и над знаменитым камнем Помазания, на котором он лежал, когда был снят с креста.
Надо сказать, что к Святому Гробу всегда есть непрекращающаяся очередь. Она то уменьшается, то становится просто гигантских размеров. Это зависит от наплыва туристических паломников.
Выстояв ее, вхожу в кувуклию. Приходится приклонить голову, поскольку очень низкий потолок. Сначала одна маленькая комнатка с постаментом, с которого, по преданию, ангел возвестил христианам о Воскресении Христа. Затем основное, тоже крошечное помещение, где стоит очень неприметный Гроб. Я становлюсь на колени и прошу у Господа здравия для всех, кого знаю и не знаю, и мирного неба над головой. Покидаю храм под огромным впечатлением: трясутся руки, ноги. Долго не могу прийти в себя.
Выйдя, начинаю сравнивать свои ощущения после посещения храма. Впервые я была там с экскурсией в 2017 году. Второй раз я попала в него уже частным образом – в 2018-м. Оба раза еще на подступах к кувуклии я начинала испытывать необъяснимое волнение. Причем в первый раз мои эмоции были приглушеннее, во второй раз они намного ярче и сильнее. Что же будет со мной в третий раз? (Конечно, если Бог даст еще раз приехать в Иерусалим.)