Дефиле преступлений

2024-05-27

Автор: Ольга Сударикова, фото народного театра «Ювента»

Неважно, какая погода, главное – какое настроение. Неважно, какой жанр, главное – спектакль поставлен народным театром ОГУ им. И.С. Тургенева «Ювента». Неважно, кто убийца, главное – чтобы человек был хоро…



Достаточно обобщений. Перейдем к деталям, то есть уликам… Ведь на сей раз театр «Ювента» выбрал материал, для себя нетипичный (хотя, что типично в их пестрой палитре, тоже вопрос) – роман Иоанны Хмелевской «Все красное». С легкой и верной руки худрука и режиссера Натальи Смоголь он превратился в иронический детектив «От стилета до пистолета» (12+). Произведение само захотело родиться в стенах Польского корпуса ОГУ… Материализовалось со всем своим богатым приданым. Даже автор (Оксана Корнеева) «пришла лично» вынести приговор персонажам. А герои так просили не убивать… Эх, ради красного словца и запутанного сюжета эти писатели никого не пожалеют.

Человейник

Ничто не ново под луной: яды, автомобильные аварии, черепа, чуть надтреснутые от удара молотка. Любители жанра поймут. Но «Ювента» опять так тасует сценические карты, что расклад получается совершенно неожиданным. На семь дам – пять королей.
Хозяйка одного датского дома Алиция (Альбина Каунецкис) гостеприимна настолько, что места у нее хватает всем: живым, мертвым и потерпевшим. Точнее, сначала-то они все живые: суетящиеся, пьющие кофе, принимающие душ, влюбленные и не очень – разные. Настоящий человейник. А потом как-то приходят к единому знаменателю: жертвы/ загадочный убийца.
Героиня Альбины Каунецкис сразу притягивает к себе, располагает – на диванах и кроватях. До того она приятная и уютная, что и убийца не смог пройти мимо. Однако режиссер сделал так, что при непосредственном присутствии смерти спектакль буквально фонтанирует жизнью. Судьбы и истории вьются роем, налетают друг на друга, отталкиваются, объединяются. Получается нечто среднее между советским общежитием, светским раутом и пижамной вечеринкой. Антураж и костюмы соответствующие.
Всем нужно сказать страшно важное, сделать ужасно неотложное, и никто не успевает. Особенно Эдек – нервный молодой человек (Михаил Колесников) – единственная окончательная и бесповоротная жертва. Жаль, что мужчина так скоро покинул этот сценический мир. Невроз всегда интересно наблюдать, если он не твой собственный…
Зато остались… пока что… Зося (Полина Евтухова), обреченная в ремарках к пьесе провести скучный отпуск. Вся такая тонкая, просветленная, образец добродетели и порядочности, разочарованный очередным недоубийством. Ее энергичный братец, наполненный жизнью и абсолютным нежеланием умирать, – Павел (Матвей Бритвин).
Красавица Эва (Дарья Хочунская) с мужем Роем (Максим Зубцов), обожающим супругу сверх всякой меры. Парочка, проникнутая друг другом и всякими там любовными штампами в виде нечаянных нежных прикосновений рук и дрожи нежности в голосе.
Большой молодец Эльжбета (Дарья Моргунова) – самостоятельная молодая дама, которая не теряется.
У всех вышеперечисленных есть и мотив, и возможность как убить, так и стать жертвой… Каждое новое сценическое утро открывает очередную картину преступления в прямом и переносном смысле этого слова.

От любви до…

На помощь готов прийти датский полицейский Герр Мульдгорд (Антон Бушунов). По ювентовской традиции, вышел этот актер на сцену – «и все завертелось». Учитывая, что мир и так несется в пропасть, зрителям лучше пристегнуть ремни безопасности.
В дополнение к внешности франта и молчаливой готовности на любые, в том числе любовные, приключения слуга закона наделен своеобразным знанием польского (для нас читай: «русского») языка: «Убивец возжелаху лишить пани живота» – и в том же духе.
А какими Герр Мульдгорд и Эльжбета обмениваются взглядами! Хочется тоже быть немного ранеными этакими стрелами…
Хорошо, что детективу с обезоруживающим вербальным дефектом на помощь приходят Алиция, очень мило размышляющая о мотивах преступления, обняв диванную подушку, и Иоанна (Дарья Петрова), смело выдвигающая гипотезы и обвинения.
Иоанна, подразумевая жертву, способна зайти от стилета еще дальше, чем до пистолета, ведь «останков больше не надо»! Да и просто интересно, кто безобразничает.
Женский азарт расследования, может, и бессмысленный, но точно беспощадный!
Наталья Смоголь будто заставляет своих актеров и зрителей прыгать на батуте. Вроде все ясно, вот она цель – и снова вниз! Вот новая кандидатура душегуба – ан нет!
Может, это случайная гостья Агнешка (Екатерина Лазарева), ставшая циничной от безысходности и усталости? Или ведущая весьма активный образ жизни журналистка Анита (Яна Казбанова), которой надо все знать?
Яна Казбанова с большой страстью отнеслась к своему сценическому делу. Особенно удался финальный монолог, в котором она всем все рассказала без страха и сомнения. Куда уж мужу такой героини Хенрику (Николай Можаров) с его ангельски спокойным характером все это понять…

На вернисаже

Привыкнуть можно ко всему, даже к разбросанным трупам, и, скажем, спеть в их окружении, но к тайнам, интригам – никогда! Эти субстанции – как динамичная закадровая музыка (ту-ту-ту-ту) – держат в постоянном приятном напряжении. Ведь важна каждая деталь! Заплетающиеся ноги Алиции, сводный ансамбль пальцев, барабанящих по спинке дивана…
Детектив, куда ж несешься ты? Режиссер не дает ответа, кто «преступник на сдельщине», до самого конца. Картина проясняется только путем ее переворачивания лицом к зрителю… Убийцей может быть любой, но причина – любовь.
Это, конечно, все смешно и забавно, но не стоит забывать, что для каждого из нас может найтись роль в детективе.
В целом о премьере так и хочется сказать словами Мульдгорда: «Воистину день сей – день зело радостный!»
Вообще, слов в рецензии на этот спектакль перепало немного. Что «убийца – садовник», говорить нельзя. Самые точные характеристики героев в один штрих даны в программке… Но действо вышло таким многослойным, закрученным, как спираль, облеченным в яркие полотна картин, что спектакль стал похож на яркую музыкальную игрушку-головоломку, которая едва ли разочарует.