Дело мастера

2019-05-24

Автор: Елена Беломытцева

Кто должен рассказать о талантливом человеке? Он сам – своей жизнью, творчеством? Или эксперты от искусства? Или его родные? В жизни бывает по-разному: кто-то на каждом углу кричит о своей гениальности, обвиняя тех, кто не согласен, в невежестве и глупости. Кто-то просто качественно и увлеченно делает свою работу, не задумываясь о том, как ее оценят коллеги и критики; понимая, что если на нее есть спрос – значит, все правильно делаешь. Вот к этому, второму типу талантов по праву можно отнести Александра Каськова. Орловский художник, очень скромный, простой человек, он никогда не считал свои работы предметами высокого искусства. Но его графика, уникальная по стилю и качеству выполнения, высоко ценится среди тех, кто в этом разбирается. Да и обыватель, рассматривая сотни черно-белых видов старого и современного Орла, равнодушным остаться никак не может.



Долгая дорога к графике
Каськов рисовал Орел. Старый и современный, знакомый и незнакомый. В его работах запечатлены те уголки города, красоту которых уже и не замечаешь, потому что видишь каждый день. А есть виды, которые навсегда утрачены десятки (и гораздо больше) лет назад. Ведь в основном он рисовал с фотографий. Эти работы принесли ему успех, но свое призвание мастер понял далеко не сразу.
– У нас в семье вспоминают, что в Орловский областной выставочный центр, где тогда работал папа, кто-то принес две пленки: перефотографированные коллекционные открытки с видами старого Орла. Именно тогда папа начал делать с них свои первые рисунки в технике тушь/перо, – рассказывает Светлана Каськова, старшая дочь художника. – И именно в этом нашел себя. Тогда мало кто работал в этом направлении, так что у него получилось занять свою нишу.
Александр Владимирович родился в семье художника и учительницы в 1956 году в Орле. Учился в детской художественной школе, потом на художественно-графическом факультете тогда еще пединститута. После армии начал работать в Орловском художественном училище, преподавал студентам живопись и графику. Бывшие ученики вспоминают Александра Каськова как одного из любимых учителей, который еще и великолепно пел под гитару песни Высоцкого в колхозе на картошке. Вообще он был меломаном, душой всех вечеринок и выездов. После много лет Александр Владимирович был художником-
оформителем на заводе «Орел-погрузчик», а в последнее время работал в областном выставочном центре.
Как гласит народная мудрость, талантливый человек талантлив во всем. Каськов резал по дереву обрамления часов для продукции часового завода, делал резные шкатулки, рамы зеркал, мебель, занимался живописью, вручную рисовал афиши для драмтеатра, сотрудничал с типографией и сам создавал книжки-малышки для дочерей.

Чтобы помнили
– За более чем 20 лет работы именно в технике тушь/перо он создал сотни произведений, посвященных Орлу, с современными и историческими видами города, – рассказывает Светлана Каськова. – Темы для графических работ он брал из старинных дореволюционных фотографий, из материалов времен фашистской оккупации. Виды Орла 50–60 годов – это богатое фотонаследие его отца Владимира Ильича Каськова, известного в свое время в Орле человека, депутата горсовета, внештатного фотокорреспондента «Орловской правды». Современный Орел – это уже его собственный материал.
Близкие люди вспоминают, что сам Александр Владимирович никогда не считал свои работы произведениями искусства с большой буквы. Это, говорил он, скорее сувениры, которые можно дарить сменившим регион жительства орловцам или создать с их помощью оригинальный интерьер… Но это редкая для творческих людей скромность. На деле графика имеет высокую художественную ценность, считают специалисты, ведь Александр Каськов – некогда ученик Георгия Дышленко, прошедший школу М.С. Хабленко, В.А. Дудченко, Ю.А. Козленкова, А.И. Курнакова, – имеет еще и свой стиль, который одинаково хорош и для умиротворенной провинциальности XX века, и для мобильного века XXI-го.
«На его работах живут храмы, которые никогда уже не восстановятся, тот самый дом №1 на Гостиной, по улице Ленина идут трамваи и люди без телефонов, по Оке вместо речных трамвайчиков ходит военный катер, ставший пассажирским, памятник Ленину стоит еще у Театра юного зрителя (ныне – «Свободное пространство»), автомобилей мало, в основном круглоглазые «москвичи», а там, где изображаются 20-е годы XX века – по Болховской спешат конки, – писал журнал «Пятница. Орел». – Контраст, перьевые штрихи – все это вдыхает в городские виды жизнь. Делает реальным то, что уже безвозвратно ушло, фиксирует внимание на красоте дня сегодняшнего. За 20 лет было создано около тысячи работ. Сам художник признавался, что бросил счет где-то на 700-й. Самым ценным источником считает исторически выдержанные фотографии. Их Александр Владимирович разделил на две части. В первую попали видовые вещи, готовые для перерисовки, а во вторую – репортажные фото, событийные, портреты. И вторая стопка не менее важна, ведь оттуда можно почерпнуть массу важных сведений: во что одевались люди, какие прически были в моде, как протекала жизнь города».
Александр Владимирович умер в прошлом году… Отчасти – в память о нем, его творчестве, отчасти – для популяризации его работ, и, конечно, как подарок всем, интересующимся историей Орла, Светлана Каськова создала набор открыток с графикой Александра Каськова. Для того чтобы из дизайн-проекта открытки превратились в реальный, напечатанный и упакованный набор, пришлось воспользоваться краудфандингом – популярным сегодня способом привлечения инвестиции на проект с помощью вездесущего интернета.

Город в сердце России
– Первый набор, выпущенный год назад, был приурочен к 200-летнему юбилею И.С. Тургенева, – рассказала Светлана. – В него входят 24 открытки, на обратной стороне даны аннотации к каждой работе. Открытки изданы в форме, максимально близкой к настоящим, – с маркой и гашением. Правда, это имитация. Марка с портретом Тургенева была выпущена на 150-летний юбилей писателя. Таким образом, это как бы краткое путешествие в историю нашего родного города. Мы «гуляем» как по современному Орлу, так и по давно утраченным местам. Из этих открыток можно узнать, что находилось раньше на месте привычных нам объектов, в честь чего назывались улицы или площади, как изменился облик нашего города.
Сегодня Светлана собирает средства на выпуск второго набора открыток с графикой отца.
– Новый набор, как и первый, является единственным в своем роде, – говорит она. – В этом наборе марка с памятником 400-летия города Орла на стрелке (скульптор А.Н. Бурганов, архитектор Р.К. Топуридзе, 5 ноября 1966 г.). А гашение – это уникальная печать, выпущенная к 5 августа 2018 года, в день города. Это отличное краеведческое издание из 24 открыток, лаконичный бизнес-сувенир и оригинальная подача полезной информации. Этот набор является отличным подарком как гостям нашего города, так и друзьям и родственникам, живущим в других местах нашей необъятной Родины.


Справка «ОВ»

Если вы хотите поддержать выход в свет нового набора открыток с графикой Александра Каськова, обращайтесь к Светлане Каськовой. Тел. 8-960-644-23-30.