Дети агронома-дворянина

2023-05-24

Автор: Александр Полынкин, фото из фондов Госархива Орловской области

19 апреля «ОВ» опубликовал мой очерк «Судьба агронома-дворянина», в котором я рассказал о Василии Васильевиче Миклашевском. А теперь поведу речь о двух его детях – Георгии и Викторе. Они родились в селе Дубовик Малоархангельского уезда Орловской губернии (ныне – Малоархангельский район Орловской области).



Георгий Миклашевский

Рядом с конструктором Королевым

Старший сын, Георгий Васильевич Миклашевский, появился на свет 25 ноября 1908 года. Поскитавшись вместе с отцом в годы Гражданской войны и не имея возможности регулярно учиться, Георгий потом наверстывал упущенное самообразованием. Очень важную роль в его жизни сыграла встреча в 1923 году с будущим знаменитым конструктором Сергеем Королевым, отсюда и увлечение авиамоделизмом, и дальнейшая работа в области авиации и ракетостроения.
Вот что писал о нем журнал «Аэро»: «… Первые официальные авиамодельные состязания в Киеве состоялись 5 июля 1925 года по инициативе Киевского окротдела Аэрохима. На этих соревнованиях прекрасные результаты показала модель киевлянина Г.В. Миклашевского «Утка», которая пролетела 76 метров в течение 24 секунд».
В начале октября 1926 года Георгий Миклашевский поступил на работу лаборантом в ЦАГИ (Центральный аэрогидродинамический институт). Параллельно с работой учился и успешно окончил высшее техническое училище имени Н.Э. Баумана. По долгу службы Георгий тесно общался со многими известными учеными и инженерами в области авиации и стал крупным теоретиком авиамодельной техники.
Материалы его исследований позволили подвести научную базу для расчетов летающих моделей, о которых Г.В. Миклашевский рассказал молодому поколению в нескольких своих книгах. Работая конструктором в годы Великой Отечественной войны в ЦАГИ, «за выдающиеся заслуги в области научно-исследовательских работ по авиации» Георгий Васильевич был награжден орденом «Знак Почета» (11.07.1943) и высшей наградой Общества содействия обороне, авиационному и химическому строительству – нагрудным знаком «За активную оборонную работу» (1943).
В 1947 году Миклашевский защитил диссертацию на звание кандидата технических наук и стал доцентом кафедры общего машиностроения физико-технического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова. Не только преподавал, но и занимался практикой в области газодинамики. На счету Георгия Васильевича как изобретателя два зарегистрированных уникальных патента: газодинамический лазер и способ его запуска, газогенератор. В последние годы перед уходом на пенсию он работал начальником отдела Министерства оборонной промышленности (1991). Скончался Георгий Васильевич 1 января 1994 года.

Виктор Миклашевский

Первооткрыватель ракетных секретов

И еще один момент из биографии Г.В. Миклашевского, описанный конструктором ракетно-космической техники Борисом Евсеевичем Чертком в его мемуарах «Ракеты и люди». (2-е изд. – М.: Машиностроение, 1999). Но сначала преамбула.
Вечером 4 мая 1945 года два полка 86-й дивизии 116-го стрелкового корпуса 2-го Белорусского фронта высадились на балтийском острове Узедом и в течение следующего дня захватили ракетный центр Пенемюнде, где гитлеровские ученые создавали ракетные двигатели и сами ракеты. Вскоре туда прибыли первые профильные специалисты – группа из десяти сотрудников НИИ реактивной авиации Наркомата авиационной промышленности (НИИРА, НИИ-1 НКАП) во главе с опытным двигателистом Алексеем Михайловичем Исаевым. Их ждало разочарование: стенды и заводы находились в плохом состоянии, пострадав как от бомбардировок со стороны британской авиации, так и от разрушений, нанесенных самими немцами при вывозе материалов и отводе войск. И все же кое-что найти удалось.
А теперь – отрывок из мемуаров Бориса Чертка: «В свое первое посещение Пенемюнде в мае 1945 года Алексей Исаев с группой сотрудников нашего НИИ-1 ворошили всякий мусор, пытаясь найти хоть какие-нибудь остатки ракетной документации. Все поиски были безуспешными. Но неожиданно один из сотрудников, Г.В. Миклашевский, отлучившийся к какой-то куче дров «по нужде», как рассказывал Исаев, издал вопль и вернулся с тонкой книжицей – отчетом. По диагонали обложки шла красная полоса и страшная надпись «Streng Geheim» – «Строго секретно». Организованная тут же коллективная экспертиза установила, что этот документ является проектом ракетного самолета-бомбардировщика. Обнаруженный и тут же второй раз коллективно засекреченный отчет был при свидетелях засунут под рубашку самого надежного исаевского сотрудника… Его посадили в [бомбардировщик] «Бостон» и тут же отправили в Москву».
Вот так Георгий Миклашевский поспособствовал тому, чтобы немецкие секреты в области ракетостроения попали в руки наших ученых, которые сумели выжать из них максимум полезного, ускорив собственные работы в области ракетостроения…

 

Проводник дочери Сталина

Второй из сыновей последнего владельца усадьбы в селе Дубовик, Виктор Васильевич Миклашевский (его второе, товарищеское имя – Мика) родился 14 апреля 1914 года в отремонтированном отцом, фактически новом усадебном доме. Как и старший брат Георгий, с детства был неравнодушен к технике. С 1931-го по 1934 год работал в том же ЦАГИ, что и брат, только в секции летных испытаний на центральном аэродроме. Но кроме самолетов, Виктор Миклашевский увлекался машинами и стал первым водителем первого советского автомобиля АМО-Ф-15.
Третьей и всепоглощающей любовью Виктора Васильевича стали горы. С 1935 года Миклашевский работал инструктором альпинизма ВЦСПС. Весной 1938 года на Кольском полуострове, в Хибинах, по поручению наркомата обороны он обучал командиров Красной армии элементам горнолыжной техники и проводил с ними многодневные лыжные походы. В конце 30-х годов Виктор Миклашевский был проводником дочери И.В. Сталина Светланы в горах Кавказа.
В 1938 году вместе с Евгением Абалаковым совершил беспримерный траверс (курс прохождения альпинистами нескольких рядом расположенных вершин от одной к другой, чередуя спуск с одной и подъем на следующую) Мижиргийской стены Центрального Кавказа – Дыхтау-Коштан, высота которого свыше 5000 метров. Именно во время этого беспримерного горного перехода Виктор Миклашевский предложил назвать ранее безымянную горную вершину в центральной части Бокового Кавказского хребта высотой 5100 метров именем Пушкина. Этот пик, расположенный на территории Кабардино-Балкарии, входит ныне в список десяти вершин РФ для покорения их альпинистами.
В 1941 году Виктор Миклашевский одним из первых и очень немногих в СССР получил звание «Мастер спорта по альпинизму». С 1944 года он работал в МВТУ им. Н.Э. Баумана, на кафедре физического воспитания, тренером по горным лыжам и альпинизму. Организовал и провел первую альпиниаду в Домбае в 1945 году. Скончался Виктор Васильевич Миклашевский 25 декабря 1999 года, похоронен на Ваганьковском кладбище Москвы.

P.S. Автор благодарит Марию Миклашевскую, внучку Георгия Васильевича, за предоставленные документы и фотографии.