Дистант: версия 3.0

2022-02-23

Автор: Виталия Румянцева

14 февраля львиная доля российских школьников вернулась за парты после удаленки. Третья волна дистанта (впервые с таким форматом страна столкнулась в 2020-м) подошла к концу. Согласно данным исследований портала SuperJob, более 80% опрошенных родителей считают, что дистанционное обучение негативно влияет на образование детей. Причина кроется в том числе в цифровом неравенстве: компьютеры, ноутбуки и выход в интернет есть не у всех семей. А значит, доступ к знаниям в период удаленки для ряда учеников оказался закрыт.



Командная работа

С удаленкой мы с сыном-второклашкой столкнулись впервые. Заранее узнав мнения опытных товарищей об прошлых дистантах, боялись этого процесса как известный персонаж ладана. Как, не имея педагогического образования, разъяснить ребенку новые темы?
Однако нам повезло: педагоги орловской школы №11, где учится сын, старались максимально облегчить обучение на дому. Так, для занятий с детьми нам предлагали онлайн-
уроки по Zoom или на других ресурсах. Для родителей, кто в это время находился на работе и не мог помочь младшему школьнику разобраться, где что нажать на планшете или компьютере, присылали видеоуроки, презентации, методические рекомендации, пояснения. Это значительно облегчало «разжевывание» новых тем второклашке.
С нами разбирали ошибки, сделанные школьником в отправленных учителю работах, поясняли, почему тут или там неверно выполнено задание. Не лишней была и помощь уже опытных пап и мам, у которых есть старшие дети. Вот так, поддерживая друг друга, наша сплоченная родительско-преподавательская команда завершила дистант.
Но не всем родителям так повезло.

«Никаких плюсов»

«Плюсов у дистанционки нет никаких вообще. Из всех учителей «вещали» только преподаватели по математике и физике. Лишь в последнюю неделю подключились остальные, да и то не все учителя. Я каждый день после работы сидела с ребенком до двух часов ночи. И зачем мне это надо?», – возмущалась наша читательница Ольга.
Ей вторила Екатерина, мама ученика четвертого класса одной из орловских школ: «Учитель присылает сообщение: «Поставила вашему сыну тройку. Прихожу домой, проверяю. Все сделано без ошибок. Начинаю выяснять, в чем дело. Оказывается, из нескольких страниц заданий сын по ошибке одну отправил два раза, а последнюю не прикрепил вовсе. Спрашиваю учителя: «Мария Ивановна, а вы не могли попросить моего сына дослать вам недостающую страницу? Он все-таки занимается один, пока мы с мужем работаем» и слышу в ответ: «Оно мне надо, разбирайтесь сами…».
«Мать-одиночка. Работаю сутки через двое. С детьми сидит 74-летняя бабушка, которая не может помочь с уроками. Не успеваем в оговоренные сроки присылать задания. Учителя в положение не входят», – нахожу в соцсетях еще один негативный родительский отзыв на дистант.

Нет единства

Нелегко приходилось и учителям.
«Половина родителей несерьезно отнеслась к трехнедельному формату обучения на дому. Задания с детьми не делали, закрывали глаза на то, что ребенок не подключился к онлайн-уроку. Некоторые же присылали решения в час, а то и в два ночи и требовали проверить немедленно и обосновать, почему отметка невысокая», – возмущался один из орловских педагогов.
Наблюдениями поделилась и учитель Елена: «Родители вообще не смотрят, как отсылают фото выполненных уроков. Кто смазано, кто вверх ногами, а кто написанные явно взрослой рукой».
Еще один минус удаленки, на который жалуются и учителя, и родители, – отсутствие единой платформы, на базе которой возможно дистанционное обучение. Для получения знаний в удаленном формате сегодня, как и три года назад, используют несколько платформ: Zoom, «Сферум», «Учи.ру», «Инфоурок», «Российская электронная школа» и т.д. Учитель с учениками «прыгает» с одного сайта на другой, выбирая из разных их лучшие функции. Например, «Сферум» позволяет общаться с учениками напрямую, но там нет составленных заданий, как на «Учи.ру». По словам учителей и учеников, оптимальным было бы наличие единого ресурса, на который школьник мог бы зайти, найти свой класс, задания и увидеть видеоурок своего (!) учителя.
Впрочем, это не единственный подводный камень.

Цифровое неравенство

Недавно один местный ТВ-канал показал красивую картинку. Образцово-показательная сельская школа, тут тебе и интернет, и ноутбуки, аж 28 штук. Учитель из пустого класса ведет урок для детей, сидящих дома за компьютерами. Увы, такие условия далеко не в каждом уголке Орловщины.
Из 14 детей на связь во время дневного онлайн-урока выходили семь. Остальным приходилось дублировать, когда родители возвращались домой и давали ребенку свой телефон для изучения новой темы. Это двойная работа для учителя. А когда возникали перебои с интернетом, родители всю ночь присылали выполненные задания, и я читала их уже ближе к утру», – посетовала учитель из орловской глубинки Татьяна.
Цифровое неравенство наблюдалось не только в районах, но и областном центре. Особенно это стало проблемой у многодетных и малообеспеченных семей. «В нашей школе от родителей требовали купить микрофоны для онлайн-урока. Я считаю, это лишние траты. Где на это взять денег?» – жаловалась орловчанка Ирина.
Нехватка у родителей техсредств (телефонов, планшетов, компьютеров, ноутбуков) и иногда отсутствие интернета стали причинами, почему многие дети на три недели оказались за бортом удаленного обучения. Школьники «прогуливали» онлайн-уроки не по своей вине.
А тем временем местные власти просили орловских мам и пап отнестись с пониманием к вынужденным мерам по уходу на домашнее обучение…


Справка «ОВ»

Аудиторы КСП выяснили: в 2021 году освоено всего 30% средств, выделенных Орловской области на реализацию нацпроекта «Образование». Между тем региону не хватает денег на оснащение школ высокоскоростным интернетом и оргтехникой, которой на период домашнего обучения учебные заведения могли бы поделиться с нуждающимися в средствах связи учениками.

Вано Крыладзе, смотрящий по области:

В России медики, конечно, выше планки
Врачуют, лечат, поднимают нас с нуля…
А вот Природа присылает всем подлянки:
То снег с капелью, то морозит почем зря…

Пусть в поликлиниках один рецепт расхожий
Для омикрона типа стелс, понятный всем…
Сходите в люди – средств от гриппа, не похожих
На то, чем лечат, вам подскажут без проблем.

Чеснок на водке, самогон на тертом хрене,
Имбирь с лимоном в виски, лайма на спирту…
Вас на фиг вылечит сосед к ядреной фене,
Хотя леченье не без привкуса во рту…